В эти дни американская исследовательская станция Dawn («Рассвет») продолжает маневр выхода на орбиту карликовой планеты Церера, начавшийся 6 марта 2015 года. Ожидается, что в 20-х числах апреля зонд сформирует орбиту и будет готов приступить к выполнению своей научной программы. Полтора месяца назад, еще до захвата зонда гравитацией Цереры, Dawn пролетел на небольшом расстоянии от карликовой планеты. В этот момент он смог провести съемку Цереры через цветовые фильтры. Результатом этой работы стала карта поверхности Цереры, опубликованная вчера Лабораторией реактивного движения НАСА.

Выступая в Вене на Генеральной ассамблее Европейского союза геологических наук, ученый из команды Dawn Крис Рассел заявил: «Эта карликовая планета не была инертным куском камня на протяжении всей истории. Она была активна, в результате чего поверхность разных регионов планеты оказалась сложена разными породами». Как и ожидалось, поверхность Цереры испещрена ударными кратерами, однако крупных кратеров оказалось меньше, чем ожидали ученые. Кроме того, в северном полушарии карликовой планеты выделены два очень ярких пятна.

Февральская съемка проводилась в видимом и инфракрасном диапазонах для изучения градиента температур на поверхности Цереры. Предварительный анализ показывает, что сверхъяркие пятна имеют разные свойства. Первое из них, показанное в верхнем ряду на втором изображении, в инфракрасном диапазоне выглядит как холодная аномалия. Температура второго пятна, показанного в нижнем ряду, никак не отличается от температуры окружающих пород. Происхождение пятен остается неизвестным. По наиболее распространенной теории, они могут быть обнажениями водяного льда, из которого, как предполагается, состоит мантия Цереры.

Цвета на карте, показанной ниже, не соответствуют видимым в реальности. Спектрометры зонда Dawn сделали снимки через синий, зеленый и инфракрасный фильтры. Для наглядности контрастность изображений была завышена. Кроме того, для более точного выделения разницы в составе и температуре, карта (изображение 1) скомбинирована из снимков в нарушенном порядке фильтров: в красном канале показано изображение, снятое через синий фильтр, а в синем канале – инфракрасное изображение. В реальности цвета поверхности Цереры близки к тем, которые можно видеть на снимках слева на втором изображении.

Ссылка: www.jpl.nasa.gov