Американские ученые впервые обнаружили азот в образцах, собранных на поверхности Марса. Сделать это удалось благодаря установленному на марсоходе Curiosity инструменту SAM, который анализирует испарения, возникающие при нагревании образцов. Прибор обнаружил оксид азота, вероятно, высвобожденный при тепловом распаде нитратов – солей азотной кислоты. На Земле эти минералы используются в процессах жизнедеятельности организмов. Открытие в очередной раз указывает на то, что на древнем Марсе существовали условия для поддержания жизни.

Соединения азота удалось обнаружить в пробах аргиллита, изученных марсоходом в прошлом году. Результаты анализа показывают, что в образцах Cumberland и John Klein присутствовало до 1100 частей нитратов на миллион. Предполагается, что изученные аргиллиты имеют осадочное происхождение и сформировались на дне озера, существовавшего в кратере Гейла в прошлом.

Азот – составной элемент молекул ДНК и РНК, а следовательно, он является необходимым компонентом для всех известных форм жизни. К сожалению, атмосферный азот и на Земле, и на Марсе находится в форе двухатомных молекул газа N2. Связь между этими атомами настолько сильна, что газ очень слабо взаимодействует с другими веществами. Из-за этого атмосферный азот на Земле очень редко участвует в биологических процессах. С другой стороны, нитратные группы (соединения азота с кислородом, NO3) легко взаимодействуют с другими атомами и молекулами. Именно они являются источником азота для жизни на Земле.

Нет никаких оснований предполагать, что происхождение азотсодержащих молекул на Марсе связано с деятельностью живых организмов. Современная поверхность соседней планеты считается непригодной для поддержания жизни. Ученые считают, что азот появился на Марсе в далеком прошлом и связан с небиологическими процессами, такими как метеоритная и, возможно, грозовая активность.

Тем не менее, предыдущие находки марсохода Curiosity указывают на то, что несколько миллиардов лет назад Марс был гораздо больше похож на Землю. На его поверхности длительное время существовала вода в жидком виде, по составу и кислотности мало отличающаяся от земной. Были найдены и другие элементы, необходимые для жизни. Поэтому обнаружение азота становится еще одним свидетельством того, что древний Марс был пригоден для существования жизни, какой мы ее знаем. Это, конечно, не означает, что жизнь там действительно была.