Почти все, что мы знаем о Титане, стало известно благодаря работе американской автоматической станции «Кассини» (Cassini). Плотная углеводородная атмосфера планеты плохо пропускает видимый свет, поэтому для изучения поверхности Титана используется установленный на «Кассини» радар. За 10 лет работы была картографирована почти половина поверхности спутника. Ученые нашли на нем песчаные дюны, возвышенности, реки и заполненные метановыми морями низины.

Недавно Антуан Лукас, аспирант Калифорнийского технологического института, предложил новую методику обработки шума на радиолокационных изображениях «Кассини». Она позволяет значительно увеличить четкость снимков. По словам Лукаса, шум на изображениях «Кассини» сильно мешал в его работе. Зная, что существуют математические модели обработки шума, он начал изучать публикации по математике, которые обычно не интересуют ученых, напрямую работающих с практическими данными. В конце концов он установил связь с командой ученых из Франции, которая работала над алгоритмом снижения зашумленности изображений. В результате их совместной работы и появилась методика, позднее успешно примененная на практике.

«Это великолепная техника, а Антуан проделал отличную работу». – говорит Рэнди Кирк из команды, работающей с радарными снимками «Кассини». – «Теперь мы можем надежно исключать со снимков объекты, которых там на самом деле нет». По словам Кирка, в первую очередь анализу будут подвергаться наиболее важные изображения, поскольку очистка снимков от шума требует большого объема вычислений.

Методика значительно расширит объем данных, которые можно получать из радиолокационных снимков. Повысится точность трехмерных карт рельефа, русла рек и береговые линии морей можно будет определять точнее. Анализ снимков дюн даст больше информации о дующих на планете ветрах. В результате ученые смогут намного больше сказать о процессах, формирующих поверхность Титана. Кроме того, Лукас полагает, распределение самого шума на снимках может содержать информацию о подповерхностном слое Титана.

Ссылка: www.jpl.nasa.gov