За пределами орбиты Нептуна располагается пояс Койпера – регион скопления ледяных тел, сильно напоминающий пояс астероидов между Марсом и Юпитером. Как и во внутреннем поясе, в поясе Койпера и за его вешними границами могут существовать карликовые планеты – тела достаточно крупного размера, чтобы сила гравитации придала им шарообразную форму, но слишком маленькие, чтобы расчистить свою орбиту от других тел. Самой известной карликовой планетой является Плутон. От обычных планет его отличает сильно деформированная наклонная орбита: Плутон то приближается к Солнцу до 30 а. е. (астрономических единиц), то удаляется на 49 а. е. Другим примером транснептуновых объектов является Седна – пока что кандидат в карликовые планеты. Она обладает еще более вытянутой орбитой с перигелием 76 и афелием 1007 а. е.

«Из-за большого количества объектов с неожиданными орбитальными параметрами мы считаем, что на распределение

Теория нормального развития Солнечной системы предсказывает некий набор орбитальных параметров, которым должны обладать транснептуновые объекты. Например, большая полуось, т. е. среднее расстояние до Солнца, должна составлять около 150 а. е, а наклон орбит относительно плоскости планетных орбит должен быть близок к 0 градусов. Изучив 13 транснептуновых объектов, европейские ученые пришли к выводу, что их орбиты гораздо разнообразнее, чем должны быть в соответствии с нашими представлениями. Большие полуоси объектов составляют от 150 до 525 а. е., а средний наклон плоскостей орбит – около 20 градусов.

орбит транснептуновых объектов действуют какие-то невидимые силы, и наиболее вероятным объяснением мы считаем наличие пока не обнаруженных планет за пределами орбит Нептуна и Плутона», - говорит один из ведущих автором исследования, Карлос де ла Фуэнте-Маркос (Carlos de la Fuente Marcos) из Университета Мадрида.

Назвать точное количество необходимых тел по имеющимся данным астрономы не могут, однако предполагают, что на окраинах Солнечной системы должно существовать как минимум две – а возможно и больше – достаточно массивных планеты, еще не обнаруженные в телескопы. Они могут иметь массу, даже превышающую массу Земли, а средний радиус их орбит, как предполагается, составляет более 200 а. е. Это достаточно далеко, чтобы сделать обнаружение таких планет современными средствами крайне сложным или совсем невозможным.

Любопытно, что в марте 2014 года астрономы Чедвик Трухильо и Скотт Шеппард объявили об открытии транснептунового объекта 2012 VP113, по своим параметрам (орбита 81 х 446 а. е. с наклонением 24 градуса) напоминающего Седну. Ученые подчеркивали, что параметры орбит Седны и 2012 VP113 согласуются с предположением о существовании на окраинах Солнечной системы большой планеты, масса которой может в 10 раз превышать массу Земли. Радиус орбиты такой планеты должен составлять не менее 250 а. е. Объяснить их орбитальные параметры можно и иначе. Повлиять на траектории движения удаленных тел могли, например, силы гравитации другой звезды, пролетавшей на небольшом расстоянии от Солнца.

Ссылка: space.com