Считается, что современный рельеф Марса сформировался под действием активно действующих на планете ветров. Согласно новому исследованию, в прошлом на соседней планете действовало гораздо больше геоморфологических процессов, включая эндогенные (тектонические) и экзогенные (в первую очередь – деятельность воды).

Геологическая служба США на основе изображений, предоставленных НАСА, построила геологическую карту (полноразмерное изображение) западной части каньона Расселина Искренности (Candor Chasma). Он находится внутри хорошо известной долины Маринер. Долина, длина которой составляет более 4 тысяч км, является крупнейшей структурой марсианского рельефа. Условия ее образования и эволюции до сих пор остаются предметом дискуссии.

Снимки, послужившие основой для геологической карты, были получены благодаря камере высокого разрешения HiRISE, установленной на спутнике MRO (Mars Reconnaissance Orbiter). Согласно выводам геологов, в далеком прошлом землетрясения привели к образованию серии низких холмов из мягких донных отложений марсианских озер. «Эта карта показывает, что когда-то местом отложения осадочных горных пород была западная часть Расселены Искренности, в которой располагалось несколько мелких озер. Нанесенные ветром песок и пыль скапливались в этих озерах. Сегодня мы можем видеть мощные слои осадочных пород, находящиеся в этом районе». – говорит Крис Окубо из Астрогеологического научного центра, один из авторов опубликованной карты.

Землетрясения, возникавшие вдоль линии крупных тектонических разломов, привели к разуплотнению обводненных пород. В результате сформировалась серия холмов, хорошо заметная на снимках зонда MRO.