Впервые газовый гигант бледно-голубого цвета был подробно изучен космическим аппаратом Вояджер-2, который пролетел мимо планеты в 1986 году. Уран показался ученым спокойным и малоактивным. Позднее у астрономов сложилось мнение, что вся активность на нем возникает под действием солнечной энергии, тогда как внутренних источников тепла на Уране нет.

В 2007 году на Уране прошел редкий период равноденствия, когда Солнце светило прямо на экватор. Такое событие происходит раз в 42 года. Ожидания ученых, которые надеялись увидеть возникновение крупных бурь на газовом гиганте, оправдались лишь частично. Зато в августе нынешнего года активность атмосферы Урана резко возросла, и очевидных причин для этого астрономы назвать не могут. «Мы предполагали, что любые проявления активности за прошедшие семь лет должны были прекратиться. Ответ на вопрос, почему сейчас возникли эти сильнейшие штормы, находится за пределами нашего понимания». – говорит Гейди Хэммел из Ассоциации университетов по астрономическим исследованиям. В 2014 году солнечный свет слабо освещает северное полушарие Урана, где появились бури.

Команда ученых из Университета Калифорнии обнаружила восемь крупных штормов во время планового наблюдения планеты на обсерватории Кек II 5-6 августа. Один из обнаруженных штормов светится на длине волны 2,2 микрона, которая соответствует слою облаков в тропопаузе. Он является источником 30% света, отраженного от Урана. Другой шторм, видимый на длине волны 1,6 микрона, могут обнаружить даже астрономы-любители. С учетом его цвета и структуры специалисты предполагают, что он расположен в более глубоких слоях атмосферы. Более поздние наблюдения показали, что этот шторм сохраняется длительное время, хотя его форма и интенсивность несколько изменились. Дополнительные наблюдения, выполненные при помощи телескопа Хаббл 14 октября, выявили крупные бури на разных высотах атмосферы.

Астрономы еще не определились с гипотезой, объясняющей появление штормов на Уране. Наиболее логичным выглядит предположение о том, что мы наблюдаем высотные облака, источником которых являются вихревые возмущения в глубинных слоях атмосферы планеты.

Ссылка: www.space.com