Американский космический аппарат MAVEN, прибывший к Марсу всего три дня назад, провел первые наблюдения внешних слоев атмосферы этой планеты. Камера ультрафиолетового спектрографа (IUVS) сделала три снимка в разных диапазонах спустя всего восемь часов после выхода зонда на орбиту Марса.

В момент съемки планета находилась на расстоянии 36,5 тысяч км от орбитального аппарата. Синим цветом показано ультрафиолетовое излучение Солнца, рассеивающееся атомарным водородом во внешней атмосфере Марса. Зеленый цвет – излучение другого участка ультрафиолетового спектра, который должен отражаться от атомарного кислорода. «Красный» снимок показывает отражение ультрафиолетовых солнечных лучей от поверхности планеты. Светлое пятно в правой нижней части снимка свидетельствует об отражении света от полярной ледяной шапки или от облаков.

Газообразный кислород притягивается гравитацией низко к поверхности Марса, в то время как легкий водород распространяется на тысячи километров от его поверхности. Источником обоих газов являются водяные пары и углекислый газ в атмосфере планеты. Одной из целей первого года миссии MAVEN является определение того, насколько быстро марсианская атмосфера теряет кислород и водород. Эти данные помогут установить, как много воды планета потеряла в течение последнего этапа своей истории.

Тем временем, индийский космический аппарат MOM или Mangalyaan, прибывший к планете только вчера, также сделал несколько снимков. Как сообщают представители индийского космического агентства ISRO, десять фотографий получено успешно, качество снимков хорошее.

Ссылки: www.nasa.gov, thehindu.com