Космическая обсерватория им. Джеймса Уэбба обнаружила четыре самые далекие из когда-либо наблюдаемых галактик. Одна из них образовалась всего через 320 миллионов лет после Большого взрыва, когда Вселенная была еще в зачаточном состоянии.

В связи с тем, что Вселенная расширяется, свет при прохождении через пространство смещается в «красную» область спектра. Удаленные объекты можно обнаружить только в инфракрасном диапазоне. И инструмент NIRCam, установленный на новой космической обсерватории JWST, обладает беспрецедентной чувствительностью. Это позволило ему быстро обнаружить ряд ранее неизвестных галактик, которые могут пролить свет на старые проблемы в некоторых областях астрофизики.

В журнале Nature Astronomy недавно были опубликованы две работы, в которых астрономы заявляют, что однозначно подтвердили факт обнаружения четырех самых далеких галактик, которые когда-либо наблюдались. Они образовались приблизительно 13 млрд лет назад – в период от 300 до 500 млн лет после Большого Взрыва. Следовательно, эти галактики относятся к так называемой «эпохе реионизации». В этот период, как считают ученые, образовались первые звезды. Эта эпоха наступила сразу после космических «темных веков», вызванных Большим взрывом.

Самая удаленная галактика, названная JADES-GS-z13-0, образовалась через 320 миллионов лет после Большого взрыва. Помимо нее телескоп подтвердил существование галактики JADES-GS-z10-0, которая зародилась через 450 млн лет после образования известной нам Вселенной. Изначально эту галактику обнаружили в данных, собранных космическим телескопом им. Хаббла.

Все четыре галактики имеют очень малую массу, которая составляет около 100 млн солнечных масс. Для сравнения, масса Млечного Пути – около 1,5 трлн масс Солнца. Однако по скорости звездообразования эти галактики, зародившиеся на самых ранних этапах формирования вселенной, не уступали Млечному Пути. Звезды в них формировались приблизительно с такой же скоростью, что и в нашей галактике.

Ученые отметили, что найденные JWST древние галактики очень бедны металлами. Это согласуется со стандартной моделью космологии, которая гласит, что на таких ранних этапах развития Вселенной металлы еще не успели появиться в больших количествах.

С другой стороны, в феврале 2023 года были открыты шесть массивных галактик, образовавшихся через 500–700 млн лет после Большого взрыва. Их крупный размер плохо согласуется со стандартной моделью. Если он будет подтвержден, это несоответствие ученым придется как-то объяснить.