На прошлой неделе исполнительный директор американской компании ULA Тори Бруно объявил дату первого полета новой ракеты «Вулкан» с разгонным блоком «Центавр. Старт состоится с космодрома на мысе Канаверал со стартовой площадки №41 не ранее 4 мая 2023 года. Полезной нагрузкой выступит лунная автоматическая посадочная станция Peregrine, разработанная компанией Astrobotic по контракту с НАСА. В качестве попутной нагрузки на орбиту будут выведены два спутника-демонстратора новой низкоорбитальной группировки интернет-вещания Kuiper от Amazon.

Согласно актуальному графику, пусковое окно для «Вулкана» будет открыто с 4 по 8 мая. Этот период был выбран исходя из потребностей аппарата Peregrine, запуск которого возможен только в течение нескольких дней в каждом месяце. Второй фактор, повлиявший на выбор даты – это график финальных испытаний ракеты, которая сейчас находится в вертикальном монтажно-испытательном комплексе на космодроме.

На этой неделе ожидается вывоз ракеты на стартовую площадку для заправочных испытаний. После этого ULA планирует провести «генеральную репетицию» старта с имитацией обратного отсчета вплоть до момента включения двигательной установки. Еще одним этапом предстартовых испытаний станет прожиг ракеты, который будет аналогичен генеральной репетиции, но закончится включением двигателей первой ступени BE-4 на 3,5 секунды с тягой, сниженной до 70%. После этого «Вулкан» вернут в МИК для установки полезной нагрузки.

Квалификационные испытания кислородно-метановых двигателей BE-4, за разработку которых отвечает компания Blue Origin, еще не завершены, вопреки более ранним планам. Долгое время фактор BE-4 являлся основным препятствием для начала летных испытаний «Вулкана», и пока что он им остается. Во время огневых испытаний один из двигателей продемонстрировал производительность насоса окислителя «на 5% выше», чем у других двигателей. Это отклонение вызвало озабоченность инженеров. Двигатель был снят со стенда и разобран.

Специалисты не нашли изъянов в конструкции и пришли к выводу, что нестандартное поведение двигателя было связано с заменой некоторых узлов. Скоро квалификационные испытания BE-4 продолжатся уже с другим двигателем. Предполагается, что они завершатся к концу апреля. Таким образом, с учетом требований Peregrine, если испытания BE-4 задержатся, то старт «Вулкана» придется переносить на июнь.

В прошлом году ожидалось, что первый полет «Вулкана» состоится в I квартале 2023 года. Тори Бруно отметил, что небольшая задержка не скажется на графике сертификации ракеты для запуска военных нагрузок. Первая такая миссия запланирована на конец этого года. Ей должен предшествовать, помимо первого полета, запуск грузового корабля Dream Chaser к Международной космической станции.