Наступивший год будет не очень богат на космические события. В ближайшие 12 месяцев планируется несколько запусков межпланетных станций, но они достигнут своих целей нескоро. Порадовать нас смогут лишь лунные автоматические станции, которые успеют и отправиться в космос, и добраться до места назначения. Если, конечно, их не перенесут на 2024 год. Больших событий в пилотируемой космонавтике тоже не будет, а потому ожидаемая оценка года – 3,5/10.

Лунные АМС

В 2022 году множество стран и частных компаний планировали запустить на орбиту и поверхность Луны свои научно-исследовательские аппараты. В итоге, в космос отправились лишь три: кубсат CAPSTONE от НАСА, южнокорейский спутник Луны Danuri, а также японская посадочная станция Hakuto-R. Весь список лунных миссий 2023 года состоит из тех, которые были перенесены с прошлого года, и, к сожалению, большинство из них точно так же может шагнуть в 2024-й.

Южнокорейский спутник Danuri, запущенный ранее, вышел на рабочую 100-километровую орбиту Луны в последних числах декабря. В январе он приступит к научной деятельности. Основным прибором Danuri является предоставленный НАСА инструмент ShadowCam, предназначенный для поиска и картирования залежей водяного льда на южном полюсе Луны.

Первая миссия нового года, запуск которой очень вероятен – это лунная посадочная станция Peregrine компании Astrobotic, профинансированная НАСА по программе CLPS (Commercial Lunar Payload Services). В конце декабря летный экземпляр космического аппарата успешно прошел электромагнитные испытания. Запуск Peregrine запланирован на первый квартал года, он его сроки будут зависеть от готовности ракеты «Вулкан» (Vulcan), т. к. Peregrine предстоит стать первой полезной нагрузкой для новой ракеты компании ULA.

Во второй половине апреля нас ждет посадка на Луну японской станции Hakuto-R, за запуском которой мы следили в декабре прошлого года. В случае успеха этот аппарат станет первой японской станцией на поверхности Луны. Основной район посадки Hakuto-R находится в кратере Атлас на юго-восточной окраине Моря Холода. Аппарат должен доставить на Луну мини-луноход «Рашид» из ОАЭ и маленький самодвижущийся робот от JAXA.

Если Hakuto-R – это полностью частная миссия компании ispace (совместно с Airbus), то лунная посадочная станция SLIM была разработана JAXA, т. е. японским космическим агентством, вместе с Mitsubishi Heavy Industries. Запуск миссии SLIM запланирован на апрель, но она столько раз переносилась, что еще один перенос даты не должен нас удивить. Вместе с ней на орбиту будет запущена японская рентгеновская обсерватория XRISM. SLIM проведет 2-3 недели на орбите Луны, после чего выполнит посадку в регионе Холмы Мариуса (Marius Hills) неподалеку от кратера Мариус в Океане Бурь. Этот район известен большим количеством вулканических образований и своими подземными пещерами в лавовых трубках. 10 лет назад он был отснят японским зондом «Кагуя».

В 2023 году планируется старт еще одной лунной миссии по программе CLPS: свою лунную станцию Nova-C должна запустить компания Intuitive Machines. О текущем состоянии аппарата доступно мало информации, но очевидно, что степень его готовности намного ниже, чем у Peregrine. Если миссия все-таки состоится, то следует ожидать ее во второй половине года. Пока что запуск заявлен «не ранее марта».

На начало лета запланирован запуск индийской лунной станции «Чандраян-3». По состоянию на октябрь 2022 года, сборка аппарата уже была завершена, но ему предстояло пройти ряд испытаний. «Чандраян-3» – это попытка повторить космический аппарат 2019 года, который потерпел аварию на последней минуте посадки на Луну из-за ошибки в программном обеспечении. В отличие от «Чандраяна-2», новая миссия будет включать только посадочный аппарат «Викрам» с малым луноходом «Прагьян», но не орбитальный аппарат, поскольку спутник луны из миссии «Чандраян-2» успешно работает до сих пор.

В середине-конце лета возможен запуск российской лунной миссии «Луна-25». В прошлом месяце Роскосмос заявил, что НПО им. Лавочкина получило новый прибор ДИСД-ЛР, из-за которого сорвался запуск в 2022 году. Предварительно, старт ракеты «Союз-2» с космодрома Восточный запланирован на 13 июля.

До конца года должен состояться запуск второй станции Nova-C от Intuitive Machines, но эта миссия крайне маловероятна. В IV квартале НАСА планировало запустить на южный полюс Луны тяжелый луноход VIPER, способный исследовать постоянно затененные кратеры. К сожалению, эта миссия еще полгода назад была перенесена на 2024 год, и не столько из-за неготовности самого аппарата, сколько из-за необходимости завершить разработку, сборку и испытания тяжелой посадочной платформы, которую обязалась предоставить компания Astrobotic.

Другие АМС и средства выведения

В течение всего года нам предстоит следить за программой испытаний сверхтяжелой многоразовой системы Starship от компании SpaceX. Точного графика работы с ракетой нет, но до того, как SpaceX сможет приступить к орбитальным полетам, первая ступень Super Heavy должна пройти статический прожиг с одновременным включением всех двигателей. В ходе испытаний 29 ноября включались только 11 двигателей. Ранее на испытаниях первой ступени были одновременно включены 14 двигателей, после чего возникла необходимость провести легкий ремонт стартового комплекса, включавший замену бетона непосредственно под ракетой.

Согласно старым планам, SpaceX не предполагала возвращать на Землю корабль Starship после первого орбитального запуска, однако эти намерения еще могут измениться.

Первый запуск новой японской ракеты тяжелого класса H-III запланирован на 12 февраля. Она стартует с космодрома Танэгасима в юго-западной префектуре Кагосима. Эта ракета должна будет заменить активно используемые, но слишком дорогие H-IIA и H-IIB.

В зависимости от количества твердотопливных ускорителей, H-III сможет выводить от 4 т полезной нагрузки на солнечно-синхронную орбиту (легкая версия) до 7,9 т на геопереходную орбиту (тяжелая модификация). Летные испытания H-III переносились с 2020 года из-за неготовности новых водородных двигателей LE-9. Японские инженеры не смогли полностью устранить проблему вибраций в турбонасосе двигателя, поэтому в первом пуске будет использована его дефорсированная версия.

Индия продолжает разрабатывать свой пилотируемый корабль «Гаганьян». Его беспилотный орбитальный полет запланирован на 2024 год, а в этом году должны состояться два суборбитальных теста. В первом квартале (предположительно, в феврале) можно ожидать испытание системы аварийного спасения на большой высоте. Еще один испытательный запуск состоится во второй половине года.

В марте Индия планирует запустить на ракете-носителе PSLV-XL спутник для изучения атмосферы Солнца «Адитья» (Aditya-L1). Аппарат массой 1,5 т займется картографированием солнечной короны из точки Лагранжа L1 системы Земля-Солнце. Эта миссия, как и большинство других, была перенесена с 2022 года.

5 апреля – плановая дата старта европейской межпланетной станции JUICE, которая будет исследовать ледяные спутники Юпитера – Европу, Каллисто и Ганимед. Она будет запущена на последней ракете «Ариан-5». К сожалению, аппарат достигнет крупнейшей планеты Солнечной системы лишь в 2031 году.

В программе работы Международной космической станции прописан запуск первого корабля «Старлайнер» с астронавтами не борту 13 апреля. В его экипаж вошли Барри Уилмор и Санита Уильямс. Стыковка со станцией должна произойти на следующий день. Если эта миссия будет выполнена успешно, до конца года НАСА сертифицирует «Старлайнер» для регулярной доставки экипажей на МКС. C 2024 года он начнет рейсы на станцию параллельно с кораблем Crew Dragon компании SpaceX.

В прошлом году компания Rocket Lab анонсировала запуск «первой частной миссии к Венере». Небольшой зонд должен быть построен на базе разгонного блока «Фотон» (Photon). Согласно первоначальным планам, об отмене которых пока не сообщалось, зонд планируют запустить на ракете «Электрон» в мае 2023 года. В этом случае он достигнет Венеры уже в октябре. Главная задача зонда – войти в плотные слои атмосферы и пролететь на высоте 48-60 км от поверхности планеты. Сам пролет займет около пяти минут. Если старт в мае не состоится, то следующее пусковое окно откроется лишь в 2025 году.

В июне 2023 года европейская межпланетная станция BepiColombo выполнит третий пролет около Меркурия, в ходе которого дистанция максимального сближения с планетой составит около 200 км. BepiColombo потребуется еще 2,5 года, чтобы выйти на орбиту Меркурия.

В начале осени завершится основная миссия американской межпланетной станции OSIRIS-REx. Аппарат достигнет Земли и сбросит капсулу с образцами пород, отобранных с астероида Бенну, 24 сентября. Однако работа основного космического аппарата на этом не закончится. В апреле 2022 года НАСА официально анонсировало продление миссии, которая после сброса грунта будет переименована в OSIRIS-APEX. Новой целью автоматической станции станет астероид Апофис.

Во второй половине или, скорее, в конце года должны начаться летные испытания новой европейской тяжелой ракеты «Ариан-6». Новая ракета совершенно необходима ЕКА после закрытия производства «Ариан-5», потери «Союзов-СТ» и аварии ракеты «Вега» в декабре 2022 года. До начала активной эксплуатации «Ариан-6» основным средством выведения для Европы, вероятно, станет американская ракета Falcon 9.

На III квартал запланирован испытательный запуск автоматического грузового корабля Dream Chaser на ракете-носителе «Вулкан». Этот мини-шаттл после начала эксплуатации будет доставлять грузы на МКС в рамках контракта с НАСА по программе CRS-2. Миссия переносится с 2021 года.

Наконец, в IV квартале года ожидается запуск американской межпланетной станции «Психея» (Psyche) к одноименному астероиду. Старт миссии был перенесен более чем на год из-за проблемы с программным обеспечением космического аппарата.

Китай

Китай традиционно дает очень мало публичной информации о графике своих космических запусков, а потому точной информации о стартах у нас нет. Тем не менее, в 2023 году ожидается два любопытных запуска. Во-первых, в течение года – вероятно, в начале или первой половине – на тяжелой ракете CZ-5B будет запущен в испытательный полет пилотируемый корабль нового поколения. В конце года аналогичная ракета будет использована для запуска к пилотируемой орбитальной станции «Тяньгун» (Tiangong) модуля-обсерватории «Сюньтянь» (Xuntian).

Россия

Роскосмос не планирует знаковых космических запусков в этом году, за исключением упомянутой выше «Луны-25». В феврале в космос должен быть запущен спутник-ретранслятор системы «Луч», а в марте – два малых научных спутника «Ионосфера». Весной с космодрома Восточный в качестве попутной нагрузки будут запущены спутники-кубсаты компании «Геоскан». Также свой спутник «Зоркий-2М» в 2023 году планирует запустить компания «Спутникс». Ближе к концу года возможен запуск спутника-демонстратора «Марафон-Д» для группировки спутников низкоскоростной интернет-связи «Марафон-IoT».

В течение года можно наблюдать за прогрессом в разработке ракеты-носителя «Союз-5». В декабре Роскосмос сообщил об отправке в ЦНИИМаш бака окислителя первой ступени для прохождения вибропрочностных испытаний. Ранее предполагалось, что «Союз-5» будет готов к первому полету в конце 2023 года, однако теперь об этом можно забыть: и не столько из-за самой ракеты, сколько из-за отсутствия для нее стартовой площадки. Работа по переделке стартового комплекса ракет «Зенит» на Байконуре так и не началась до сих пор.

В схожей ситуации находится проект перспективного пилотируемого корабля (ПТК НП) «Орел». Ранее Роскосмос надеялся отправить его в первый беспилотный полет в конце 2023 года. После очередной коррекции планов полет на орбиту в этот срок был заменен на испытания системы аварийного спасения на ракете-носителе «Ангара-А5». В конце 2022 года Роскосмос намеревался испытать САС корабля на стартовой площадке космодрома Восточный. Вероятно, мы не увидим этого и в наступившем году, но у нас есть небольшой шанс того, что РКК «Энергия» представит хотя бы образец корабля, предназначенный для этих испытаний.