На прошлой неделе в Конгрессе США прошли слушания подкомитета по космосу Палаты представителей. Заседание было посвящено завершению эксплуатации Международной космической станции и связанной с этим необходимости переноса деятельности НАСА на частные низкоорбитальные станции.

Согласно актуальным планам американского космического агентства, МКС будет выведена из эксплуатации приблизительно в 2030 году, а «уход» с нее потребует предварительного двухлетнего переходного периода. К этому времени на низкой орбите Земли должна появиться одна или несколько частных станций, которые смогут выполнять работы в интересах НАСА. На рассмотрении агентства находится более 10 предложений от компаний, которые заинтересованы в создании космический станций, но, на данный момент, НАСА ведет активное сотрудничество только с одной из них – Axiom Space.

После 2030 года основное внимание НАСА будет уделять своей программе полетов в дальний космос. Деятельность НАСА будет включать работу на лунной орбитальной станции Gateway и, возможно, высадки на поверхность Луны.

С практической точки зрения, слушания в Конгрессе вращались вокруг выделения средств на коммерциализацию низкоорбитальной деятельности. В 2020 и 2021 годах НАСА запрашивало на это $150 млн, однако законодатели выделили только $15 и $17 млн соответственно. В 2022 году НАСА хочет получить $101,1 млн. Пока что не принятый законопроект о бюджете предусматривает выделение лишь $45 млн.

Чтобы отстоять необходимость полного финансирования, НАСА пригласило экспертов и партнеров из ракетно-космической отрасли. Среди выступающих был Джеффри Манбер, исполнительный директор компании Nanoracks.

Nanoracks – относительно небольшая компания, которая, однако, является пионером по коммерциализации МКС. С 2013 года она занимается запуском микроспутников с борта станции. В 2020 году на МКС появилась шлюзовая камера «Бишоп» (Bishop) компании Nanoracks, которая позволит проводить запуски значительно чаще.

В Конгрессе Манбер заявил, что США могут уступить лидерство на низкой орбите Земли другим странам. Еще ранее стало известно, что один из клиентов Nanoracks отказался от запуска своего спутника с МКС в пользу китайской орбитальной станции, которая была введена в эксплуатацию в 2021 году. «Я не боюсь сотрудничества или конкуренции с Китаем», – заявил директор Nanoracks. – «Но мы не можем допустить даже мысли о том, чтобы уступить кому-то наши 20 лет опыта работы на МКС». Он призвал законодателей увеличить финансирование НАСА, чтобы не допустить разрыва между затоплением МКС и началом эксплуатации частных станций.

Заинтересованные политики и сторонние эксперты также использовали в качестве основного аргумента китайскую угрозу. Так, Тодд Харрисон из Центра стратегических и международных исследований заявил, что между Китаем и США началась гонка за создание коалиций в космосе. Та группа, которая в следующие 10 лет займет лидирующие позиции, сможет установить свои правила поведения на орбите (по аналогии с тем, как США это делают для Луны, продвигая «Аккорды Артемиды» среди своих партнеров).

Дополнительную угрозу для планов НАСА создают технические проблемы на российском сегменте МКС. Найденные ранее трещины в модуле «Звезда» сами по себе не угрожают станции. Однако опасения связаны с тем, что специалисты пока не смогли установить их природу. Если трещины в корпусе начнут развиваться за пределами закрытой переходной камеры, это может вынудить Роскосмос и НАСА сократить срок эксплуатации МКС.