Europa Clipper – флагманская научно-исследовательская миссия НАСА, в рамках которой в систему Юпитера будет запущен космический аппарат для изучения одного из спутников этой планеты – Европы. На втором этапе миссии планируется отправить на Европу посадочный аппарат.

Согласно первоначальному плану, запуск Europa Clipper должен был состояться в 2022 году. После того, как в миссию была добавлена посадочная станция, НАСА объявило такие жесткие сроки нереальными. Позднее единая орбитальная и посадочная миссия была разделена на два отдельных аппарата, однако запуск первого из них все равно сместился на 2023, а затем и 2024 год.

До последнего времени предполагалось, что для отправки к Юпитеру Europa Clipper будет использована сверхтяжелая ракета SLS: на этом настаивали американские законодатели. Однако летом 2020 года НАСА предложило рассмотреть альтернативные варианты средств выведения. В бюджете на 2021 год Конгресс сделал для НАСА послабление: теперь агентство обязано использовать SLS лишь в том случае, если ракета будет доступна для запуска, и анализ подтвердит возможность ее использования совместно с Europa Clipper.

Уже сейчас можно сказать, что в 2024 году все доступные ракеты SLS будут загружены лунной пилотируемой программой. Кроме того, в августе 2020 года НАСА сообщало об некоторых проблемах интеграции Europa Clipper и SLS. Можно предположить, что речь идет о вибрационной нагрузке от твердотопливных ускорителей SLS.

26 января 2021 года НАСА начало сбор информации от компаний, которые заинтересованы в контракте на запуск миссии к Европе. Согласно условиям космического агентства, запуск должен состояться в октябре 2024 года. Ракета-носитель должна будет вывести спутник Europa Clipper массой 6,065 т на траекторию полета к Юпитеру, включающую гравитационный маневр у Марса в 2025 году и у Земли в 2026. Предполагается, что спутник прибудет к Юпитеру в 2030 году.

Сейчас заданным условиям удовлетворяют ракеты Falcon Heavy от SpaceX и Delta IV Heavy компании ULA, однако последняя в скором времени будет выведена из эксплуатации. Теоретически, свои заявки могут подать ULA с ракетой Vulcan и компания Blue Origin, которая разрабатывает ракету New Glenn, однако летные испытания обеих ракет еще не начались, а им придется пройти сертификацию в НАСА для запуска флагманских научных миссий (категория №3).

НАСА утверждает, что использование коммерческой ракеты-носителя вместо SLS позволит сэкономить до $1,5 млрд бюджетных средств. Обратной стороной этого решения станет растягивание сроков перелета. В случае запуска при помощи сверхтяжелой ракеты спутнику не потребовались бы гравитационные маневры, и его полет к Юпитеру занял бы всего три года вместо шести.