В понедельник 25 января СМИ сообщили, что Россия была исключена из международной экспертной группы, обсуждающей облик будущей окололунной станции Gateway. В последние годы вопрос участия России в этом проекте зашел в тупик, поэтому окончание переговоров не должно вызывать удивление.

Идея орбитальной станции Gateway – изначально она называлась Lunar Orbital Platform – появилась раньше американской лунной программы «Артемида» и не связана с ней напрямую, хотя и предполагается, что астронавты при полетах на Луну в перспективе будут делать остановку на окололунной станции. Однако орбитальная станция вблизи спутника Земли необходима с чисто прагматической точки зрения. Она позволит загрузить регулярной работой новую сверхтяжелую ракету SLS и корабль «Орион» (Orion).

В отличие от МКС, которая изначально возникла как международный проект (НАСА предоставляло ресурсы, Россия – технологии), Gateway является американской станцией, хоть и с международным участием. НАСА открыто для широкого участия России в проекте, но только на общих основаниях с другими участниками программы. Обсуждались предложения по созданию Роскосмосом шлюзового модуля и по предоставлению запасного спасательного корабля. В обмен на эти услуги НАСА готово выделить российским космонавтам определенную квоту времени для работы на станции. Однако заключению соглашения мешают принципиальные противоречия.

Пока единственным пилотируемым объектом в космосе является низкоорбитальная Международная космическая станция, Роскосмос наряду с НАСА остается флагманом пилотируемой космонавтики. Скоро к ним присоединится Китай, который начинает строить собственную станцию. В случае участия в программе Gateway на американских условиях, Роскосмос получит лишь вторую роль. В отличие от европейских, канадских и японских космических агентств, он не привык послушно соглашаться на проекты, предложенные НАСА, и на то место в этих проектах, которое предложит НАСА. С другой стороны, с точки зрения финансовых возможностей, Роскосмос теперь находится как раз на уровне ЕКА, Канадского космического агентства и JAXA.

Очевидно, что это противоречие может разрешиться в любую из двух сторон: либо Роскосмос трезво оценит свои возможности, либо добьется увеличения финансирования. Если он решит присоединиться к станции Gateway через год-два, то участие в экспертной группе ему для этого не требуется: он просто обсудит свое предложение с НАСА и заключит ним сделку. А потому, с практической точки зрения, выход из группы в 2021 году не имеет совершенно никакого значения.

Глава Роскосмоса Дмитрия Рогозин заявил, что Россия обсуждает возможную постройку лунной базы вместе с Китаем. Это сообщение следует воспринимать так же, как начало взаимодействия между НАСА и Роскосмосом по проекту Gateway в 2017 году. Рано или поздно Роскосмос поймет, что китайская лунная программа, как и американская, является национальной. И точно так же, Китай не готов предложить России равноправное партнерство.

Дальнейшее развитие событий будет зависеть от Роскосмоса. Перед ним открыто несколько путей. Ему нужно трезво их проанализировать и сделать выбор.