В начале декабря 2020 года японская космическая станция «Хаябуса-2» доставила на Землю капсулу с образцами грунта, собранными с астероида Рюгу. Ученые еще не приступили к изучению этих образцов, но они имели возможность проанализировать данные, собранные научными приборами самой автоматической станции. А позднее прямое изучение собранных образцов поможет уточнить результаты исследований.

Одна из причин выбора Рюгу в качестве цели миссии «Хаябуса-2» – это его низкое альбедо. Ученые не знают точно, откуда на Земле взялась вода, и они предполагают, что она в далеком прошлом была принесена кометами и некоторыми астероидами. Обычно большое количество воды и углерода содержится в метеоритах, которые относятся к группе хондритов первого типа. По своему альбедо Рюгу соответствует именно этому типу метеоритов.

На борту «Хаябусы-2» установлен спектрометр-работающий в ближне-инфракрасном диапазоне. Помимо прочего, он может использоваться для поиска минералов, содержащих в своем составе молекулы воды. Их на поверхности астероида Рюгу оказалось намного меньше, чем ожидали ученые.

Недавно в журнале Nature Astronomy была опубликована статья, авторы которой попытались объяснить эти неожиданные данные. Одно возможное объяснение гласит, что в прошлом Рюгу пролетал вблизи Солнца, и вода с его поверхности испарилась. Ученые находят эту версию маловероятной. В 2019 году с «Хаябусы-2» на астероид был сброшен снаряд, который образовал на поверхности Рюгу небольшой кратер. Обнажившиеся в нем коренные породы также не содержали большого количества воды, тогда как в случае солнечного нагрева концентрация воды под поверхностью Рюгу была бы выше. В то же время, пока ученые не могут полностью отбросить эту гипотезу. В кратере, образовавшемся от удара снаряда, на поверхность были выброшены более мелкие частицы, и ученые предполагают, что этот факт мог сказаться на результатах наблюдений.

Вторая версия предполагает, что Рюгу, представляющий собой достаточно рыхлую совокупность обломков, сформировался из остатков астероидов, разрушенных при столкновении. При ударе эти астероиды нагрелись, и содержащаяся в них вода испарилась.

При любом объяснении предполагается, что Рюгу – не самый распространенный представитель своего типа астероидов.

Какой-то свет на проблему «дефицита» воды на астероиде Рюгу прольет изучение образцов грунта, доставленных на Землю. Первые результаты исследований ожидаются уже в 2021 году.