1. Запущен первый спутник компании Rocket Lab.

Новозеландско-американская компания Rocket Lab – вероятно, самый успешный космический стартап последних лет и единственный оператор космических запусков, эксплуатирующий ракету-носитель сверхлегкого класса. Амбиции Rocket Lab не ограничиваются простыми коммерческими пусками уже существующей ракеты «Электрон» (Electron). Она планирует сделать эту ракету частично многоразовой. А 3 сентября, неожиданно для всех, объявил о запуске первого спутника «Фотон» (Photon).

Сам по себе «Фотон» не стал сюрпризом. Ранее Rocket Lab анонсировала создание разгонного блока и буксира для разведения малых спутников с таким названием. «Фотон» необходим, чтобы запускать микроспутники за пределы низкой орбиты – в частности, в следующем году спутник НАСА CAPSTONE должен быть запущен к Луне – и для разведения по разным орбитам нескольких космических аппаратов.

Первый межорбитальный буксир Rocket Lab получил имя First Light («Первый свет»). Он обладает всеми системами, необходимыми для спутника: энергоснабжения, теплозащиты, управления ориентацией и даже оборудован камерой для съемки Земли. Ожидается, что аппарат проработает в космосе до 5-6 лет.

2. Совершенно секретный космический запуск в Китае.

Утром в пятницу 4 сентября с китайского космодрома Цзюцюань должна была стартовать ракета-носитель «Великий поход-2F» (CZ-2F), которая в прошлом использовалась для запуска пилотируемых кораблей «Шеньчжоу» (Shenzhou) и грузовых кораблей снабжения «Тяньчжоу» (Tianzhou) к орбитальной станции «Тяньгун» (Tiangong). Этот запуск не был анонсирован заранее. Мы узнали о нем лишь из уведомлений о перекрытии воздушного пространства.

Многочисленные слухи, витавшие в интернете с начала 2020 года, утверждают, что Китай планирует запустить на орбиту экспериментальный корабль планерного типа. Он может стать аналогом американского военного Boeing X-37B. Китайский «мини-шаттл» выводится на орбиту с похожими параметрами, однако никакой достоверной информации о его конструкции нет.

Кроме того, корабль X-37 является беспилотным. Единственная официальная статья, посвященная секретному китайскому запуску, была опубликована в марте, и в ней говорилось: «Миссия CZ-2F является первой флагманской научно-исследовательской и экспериментальной миссией по пилотируемой программе после «Шеньчжоу-11» три года назад. Она станет основной для успешной реализации пилотируемых проектов в дальнейшем и позволит приобрести ключевые аэрокосмические технологии».

Если слухи о времени старта CZ-2F были верны, то космический аппарат уже должен быть на орбите. Официальное сообщение об успешном запуске может последовать в ближайшее время, либо через несколько часов, когда корабль вернется на Землю.