15 мая НАСА опубликовало презентацию Artemis Accords («Соглашения Артемиды») – соглашений, которые должны будут подписать иностранные партнеры США по лунной программе. Благодаря Reuters суть соглашений уже была приблизительно понятна, но теперь о них было объявлено официально.

Заявляется, что «Аккорды» опираются на «Договор о космосе» 1967 года, но несколько пунктов в них не могут не смущать.

В первую очередь это, конечно, «зоны безопасности» вокруг объектов на Луне. Пока у нас нет текста документа, нельзя утверждать наверняка, нарушают они статью II «Договора о космосе» или нет. В это статье утверждается: «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению». Но давайте представим, что Дед Василий построил дом посреди леса и запретил дачникам без его разрешения собирать грибы в «безопасной зоне» вокруг него радиусом один километр. Не посчитают ли дачники такое поведение присвоением леса?

Второе тонкое место – добыча ресурсов на Луне. Опять же, можно говорить, что присвоение ресурсов из недр Луны не означает присвоения самих недр и самой Луны, но в глубине души мы понимаем: это лукавство.

Наконец, третий сомнительный момент. США отказываются от утверждения «Аккордов» в ООН. Они будут навязывать их тем, кто хочет сотрудничать с НАСА по программе «Артемида» – запускать свои модули к станции Gateway, возить туда астронавтов, высаживаться на американских кораблях на Луну. США имеют полное право в одностороннем порядке выставлять любые условия своим партнерам. Но это особое дело – корректировать международное право двусторонними соглашениями и распространять их как общепринятую норму, с которой остальным придется смириться. Есть другой путь: вынести соглашение на обсуждение в ООН. Тогда придется договариваться с Китаем и Россией. И это будет нелегко, но ничего категорически неприемлемого в соглашениях нет. И именно так нужно поступать, если ты не считаешь, что весь мир принадлежит тебе. Но логика у США простая: зачем учитывать точки зрения других стран и растягивать процесс принятия соглашения, когда можно просто заставить остальной мир признать его де-факто?

«Аккорды» можно рассматривать с двух точек зрения: этики и пользы. С точки зрения этики они имеют неприятный запах, и, чтобы его не замечать, надо смотреть на США и НАСА через розовые очки. Но если размышлять о пользе для освоения космосе, то «Аккорды Артемиды», конечно, нужны. Более того, они слишком осторожны. Куда полезнее был бы открытый отказ от договора 1967 года, распространение суверенитета на Луну, разрешение строить там военные базы. И если хоронить «Договор о космосе» будут там же, где его и принимали – в ООН, – то остальные претензии отпадут сами собой.