- Подробности
- Опубликовано: 16.03.2020 16:17
13 марта гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин на концерте по случаю 60-летнего юбилея Центра подготовки космонавтов сделал неожиданное заявление: он объявил, что в ближайшее время Роскосмос приступит к разработке нового пилотируемого корабля, предназначенного для полетов на низкую околоземную орбиту. Позднее «источник» в Роскосмосе пояснил ТАСС, что пока что речь идет о написании технического задания на разработку этого корабля. Новый пилотируемый корабль, по задумке Рогозина, будет построен на базе разрабатываемого с 2009 года перспективного транспортного корабля нового поколения (ПТК НП) известного как «Федерация» или «Орел».
На первом этапе развития ПТК НП тоже позиционировался как низкоорбитальный корабль, призванный заменить «Союзы», однако в 2011 году тогдашний глава Роскосмоса Владимир Поповкин потребовал пересмотреть проект и приспособить новый корабль для полетов в окололунное пространство. В дальнейшем РКК «Энергия» прорабатывала две модификации корабля, и, в конечном итоге, околоземная версия стала отличаться от лунной уменьшенной заправкой и заменой отдельных систем.
Несмотря на то, что ПТК НП является частично многоразовым, он будет существенно дороже кораблей «Союз-МС», которые сейчас используются для доставки экипажей на Международную космическую станцию. Масса последних составляет около 7,2 т, и для их запуска используется ракета-носитель среднего класса «Союз-2.1А» стоимостью около $25-35 млн. Для сравнения, ПТК НП массой более 20-21 т требует тяжелой или сверхтяжелой ракеты. Летные испытания корабля начнутся при помощи ракет «Ангара-А5», стоимость которых может достигать $80-150 млн. При этом преимущества ПТК НП не очевидны: он может доставить на орбиту четырех человек, т. е. всего на одного больше, чем «Союз».
Летные испытания ПТК НП должны начаться только через три года. За прошедшее десятилетие его концепция так эволюционировала, что корабль стал плодом многих компромиссов. Изначально полностью реактивная посадка превратилась в смешанную парашютно-реактивную, зачем двигатели было предложено использовать только непосредственно над поверхностью земли и, наконец, сложная твердотопливная двигательная установка была заменена на тормозные двигатели «Союзов». Количество мест для космонавтов уменьшилось с шести до четырех. ПТК НП может быть доделан, и при наличии сверхтяжелой ракеты он смог бы даже слетать к Луне. Этот корабль даст новому поколению инженеров-конструкторов в РКК «Энергия» бесценный опыт создания новой пилотируемой техники. Однако вряд ли ему суждено стать «рабочей лошадкой» наподобие «Союза».
Идея создания нового легкого пилотируемого корабля имеет смысл в свете ожидаемой коммерциализации низкой орбиты Земли. «Союз», несмотря на все его достоинства, морально устарел и нуждается в замене. Если масштабировать возвращаемый аппарат ПТК НП в сторону уменьшения и добавить к нему бытовой отсек, может получиться современная версия «Союза», для запусков которой вполне можно приспособить перспективную ракету «Союз-6» (грузоподъемность 9 т). Конечно, эти разработка корабля должна быть вписана в стратегический план, предусматривающий и создание орбитальной станции на основе модулей МЛМ-УМ-НЭМ, и программу ее работы, интересную коммерческим заказчикам, и механизм взаимодействия с этими заказчиками.
В Федеральной космической программе не заложены средства, чтобы профинансировать еще одни пилотируемый корабль, но это не должно никого смущать. Сейчас Роскосмос формирует новые госпрограммы и пытается вписать свои программы в национальные проекты. Программа развития космонавтики, а вместе с ней и финансирование отрасли, в ближайшие 1-2 года будут пересмотрены.
С технической точки зрения, в создании нового корабля нет ничего невозможного, и это в полной мере по силам российской ракетно-космической отрасли.
Основные проблемы Роскосмоса, как и прежде, лежат в плоскости стратегического планирования и менеджмента. Роскосмос не может поставить цель и добиться ее выполнения, а предприятия не могут выстроить процесс разработки новой техники. Эти проблемы никуда не делись, а потому можно ожидать, что новый корабль, если его разработка все-таки начнется, постигнет судьба ПТК НП. Сначала для корабля будет выбрана неоптимальная концепция, а затем процесс разработки затянется за регулярными сменами планов и пересмотром проекта.
Но отсюда не следует, что идея создания нового низкоорбитального корабля в принципе не имеет смысла.
Космическая лента
|