Фото: Matt Hartman

В 2016 году в российскую космическую отрасль пришла группа компаний S7, которая выкупила у РКК «Энергия» корабли проекта «Морской старт»/Sea Launch. Два судна «Морского старта» были предназначены для пусков украинских ракет «Зенит» с районов вблизи экватора. Они не использовались с 2014 года из-за финансовых проблем и остановки производства «Зенитов» украинским ПО «Южмаш».

Считается, что S7 заплатила за стартовую платформу Odyssey и сборочно-командное судно Sea Launch Commander более $160 млн. При этом РКК «Энергия» осталась должна Boeing –миноритарному совладельцу проекта – около $300 млн в счет накопленных долгов компании Sea Launch. Решить проблему удалось с привлечением Роскосмоса и НАСА. Роскосмос, который заказывает у РКК «Энергия» корабли «Союз-МС» для доставки космонавтов на МКС, сократил экипаж российского сегмента станции. Число заказанных кораблей не уменьшилось, но на них образовалось пять свободных мест. «Энергия» отдала эти места американской компании в счет долга, а та, в свою очередь, перепродала их НАСА.

Покупка морского космодрома с самого начала не выглядела удачной инвестицией. В первые годы своего существования компания S7 Space – космическое подразделение группы S7 – предполагала восстановить производство ракет «Зенит», прекращенное из-за конфликта России и Украины. S7 надеялась конкурировать со SpaceX и Arianespace, предлагая оперативные запуски на уже готовых ракетах-носителях «со склада». Однако Sea Launch даже в лучшие годы не был финансово привлекательным проектом. По разным оценкам, для выхода на безубыточность ему необходимо производить 4-6 пусков в год, но он достигал такой загрузки только в исключительно удачные годы. Кроме того, «Зенит» оказался не слишком надежной и не слишком дешевой ракетой. Основные долги Sea Launch были накоплены из-за ремонта платформы, разрушенной в результате аварии «Зенита».

Попытки возобновить производство «Зенитов» окончились неудачно. В 2018 году гендиректор S7 Space Сергей Сопов сказал: «Мы под гарантии Роскосмоса купили «Морской старт» за $150 млн и платим по $20 млн за стоянку судов и содержание наземной инфраструктуры в американском порту Лонг-Бич, сняв эту нагрузку с государства. (…) На основании полученных гарантий мы заключили контракт с заводом «Южмаш», оплатили ему изготовление нескольких ракет «Зенит», но завод ничего не может производить, потому что российские предприятия не получили разрешение правительства на поставку своих комплектующих на Украину. В текущих условиях получается, что нас, по сути, затащили в проект и кинули».

Отчаявшись добиться возобновления производства «Зенитов», S7 Space попыталась договориться с Роскосмосом об использовании новой ракеты «Союз-5» на «Морском старте», но носитель не подошел S7 из-за неконкурентоспособной цены. Согласно последним заявлениям представителей компании, она рассматривает возможность создания собственной ракеты «Союз-7» на базе государственного «Союза-5». Разумеется, бесплатно Роскосмос эту ракету не построит. За ее разработку придется заплатить. Не удивительно, что Роскосмос считает «Морской старт» самым успешным опытом своего сотрудничества с частными компаниями: госкорпорация рассматривает частный бизнес исключительно в качестве заказчика своих услуг, который приносит деньги, но не в качестве исполнителя, которому надо что-то платить. От S7 уже удалось получить деньги и, возможно, удастся получить еще. При этом Роскосмос не обещает, что он будет заказывать S7 Space запуски российских спутников на «Союзе-7».

В последние годы на международном рынке пусковых услуг сложилась очень жесткая конкуренция. Мало кто может соперничать с компанией SpaceX, которая предлагает ракету Falcon 9 для запуска тяжелых спутников за $50 млн. Для сравнения, стоимость российского «Протона-М» на пике его карьеры достигала $100 млн. Для S7 Space ситуация осложняется американскими санкциями. С 2023 года Департамент обороны США перестанет сотрудничать с операторами космической связи, которые запускают свои спутники на российских ракетах. Эти санкции почти полностью отрезают Россию от самого прибыльного сегмента рынка пусковых услуг: крупные международные операторы космической связи получают 10-15% своих доходов от контрактов с американскими государственными организациями, в первую очередь – Департаментом обороны, и терять такого надежного клиента они не захотят.

В сложившихся условиях у «Морского старта» нет никаких шансов стать прибыльным или хотя бы окупаемым. В начале марта 2020 года S7 начала транспортировку двух кораблей «Морского старта» из калифорнийского порта Лонг-Бич в бухту Славянка в Приморском крае. Ожидается, что они прибудут туда в конце марта. Это решение окончательно ставит крест на надеждах привлечь западных клиентов, но оно позволит минимизировать расходы на содержание простаивающей инфраструктуры.

Учитывая мрачные перспективы проекта, следующим логичным шагом было бы разобрать суда на металлолом или продать их в Китай, но руководство S7 уже продемонстрировало, что оно не всегда руководствуется здравым смыслом. По словам директора Славянского судоремонтного завода Андрея Якимчука, S7 Space подписала договор с предприятием на стоянку и ремонт Odyssey и Sea Launch Commander сроком на один год.

Амбиции S7 Space не ограничивались планами выйти на рынок пусковых услуг. В 2018 году компания начала переманивать сотрудников РКК «Энергия». Туда перешел генеральный конструктор перспективных космических комплексов и вице-президент «Энергии» Николай Брюханов (позднее покинул компанию вслед за гендиректором Сергеем Соповым) и главный конструктор «Союза-5» Игорь Радугин, а в начале 2019 года в S7 Space перебрались некоторые инженеры рангом пониже.

В 2018 году S7 Space анонсировала несколько проектов: создание собственного грузового космического корабля для снабжения орбитальных станций, постройку орбитальной дозаправочной станции (и даже выпустила красивый рекламный ролик об этом), и выражала намерение взять в концессию российский сегмент Международной космической станции.

Проект собственного грузового корабля столкнется с непреодолимыми проблемами: международного рынка доставки грузов на МКС не существует, а Роскосмос не станет заказывать услугу снабжения станции у частной компании. Идея «орбитального космодрома» в принципе не очень понятна. Если у SpaceX получится радикально снизить стоимость выведения грузов в космос при помощи сверхтяжелой системы Super Heavy/Starship, то такой «космодром» не понадобится, либо же он будет выглядеть совершенно иначе. Если стоимость выведения грузов в космос не снизится, то дозаправочная станция на орбите Земли не потребуется еще очень долго.

Наконец, российский сегмент МКС находится в управлении РКК «Энергия», и отдавать его кому-то она не намерена. Тем не менее, тема коммерциализации Международной космической станции становится актуальной и в США, и даже в России на фоне стремления Роскосмоса превратиться в коммерческую структуру.

Утром 7 марта 2020 года на грузовом корабле Dragon к МКС будет запущена платформа для проведения коммерческих экспериментов в условиях вакуума «Бартоломео», разработанная компанией Airbus. В октябре 2020 года свой шлюзовой модуль «Бишоп» запустит компания Nanoracks – пионер в области работы на МКС. Наконец, в 2020-х годах американская компания Axiom Space намерена пристроить к МКС полноценный частный сегмент – правда, она не обойдется без финансовой поддержки НАСА.

Сейчас руководству группы S7 нужно принять решение: либо окончательно законсервировать S7 Space и зафиксировать убытки, либо перейти от слов к делу и научиться зарабатывать на космосе. Если S7 решится развивать свое космическое подразделение, то ей стоит думать именно о работе на МКС: заниматься средствами выведения на рынке снижающихся цен с перспективой обвала – невыгодно и рискованно. Но снижение цен на доставку грузов в космос, если оно произойдет, вызовет высокий спрос на космические технологии. Для их отработки МКС является идеальным местом. И если получить финансирование от Роскосмоса не получится, то административную поддержку он вполне способен оказать.

В 2019 году S7 сделала маленький шаг в правильном направлении, занявшись разработкой универсальной платформы научной аппаратуры для проведения экспериментов на борту МКС. Этот проект не требует большого финансирования и, вероятно, является «пробным камнем» для компании. После запуска лабораторного модуля «Наука» и научно-энергетического модуля возможности по проведению экспериментов на российском сегменте МКС в интересах частных структур вырастут, и S7 Space могла бы попытаться встроиться в этот процесс. Однако есть ли у компании воля к этому и хоть какое-то стратегическое планирование – мы пока не знаем.

Космическая лента

Обсудить