Руководитель Космических сил США генерал Джон Реймонд назвал угрозой национальной безопасности действия легкого российского спутника-инспектора «Космос-2542» и его «дочернего» спутника «Космос-2543».

«Космос-2542» был запущен 25 ноября 2019 года на ракете «Союз-2.1в» с блоком довыведения «Волга». 6 декабря от него отделился малый спутник, впоследствии получивший имя «Космос-2543». К середине декабря они сблизились с американским разведывательным спутником USA 245, который также известен как KH-11: предполагается, что это спутник дистанционного зондирования Земли, напоминающий по характеристикам космический телескоп им. Хаббла.

Во второй половине января российские спутники выполнили ряд маневров рядом с USA 245. Минимальное расстояние между ними могло составить сотни или даже десятки километров.

1. Запасы топлива для орбитальных переходов у спутников ограничены, и потому имеет смысл запускать «инспекторы» туда, где находится сразу много целей. Например, американские аппараты схожего назначения работают не на низкой орбите, а на геостационарной или около нее. «Космос-2542», как и его предшественники, скорее всего, является демонстратором технологии и не решает напрямую какие-то разведывательные задачи.

2. С точки зрения международного права, инспекция и съемка чужих спутников легальна. Аналогией могут служить международные воды мирового океана. Корабль одной страны может пройти вблизи корабля другой. Перехватывать данные тоже не запрещено, хотя они, конечно, зашифрованы. При наличии оборудования, любой человек на Земле может прослушать спутники на орбите.

3. Чего делать нельзя, так это препятствовать работе чужого спутника и причинять ему вред. Аналогия та же: вы можете приблизиться к кораблю другого государства, но не можете его атаковать.

4. Неизвестно, несет ли «Космос-2542» или «Космос-2534» какое-то вооружение и может ли угрожать другим космическим аппаратам. Международное законодательство не запрещает размещать на орбите Земли оружие, военные и разведывательные объекты. Под запретом находится только оружие массового поражения. Также полностью мирный статус распространяется на все тела Солнечной системы. Например, строительство военной базы на Луне запрещено «Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» 1967 года.

5. Спутники-инспекторы есть не только у России. Космические аппараты системы GSSAP находятся выше и ниже геостационарной орбиты. Время от времени они подлетают к космическим аппаратам, которые проплывают между ними, и изучают их. Спутники GSSAP приближались на расстояние 10- 15 км к российским гражданским КА «Экспресс-АМ8» в июле 2017 года и «Луч» в сентябре 2017 года. В октябре 2017 года они сблизились с военным спутником «Благовест» («Космос-2520»), в ноябре 2017-го – со спутником «Радуга-1М» №3, а в мае 2018 года – с «Радугой-1М» №2. Кроме того, они сближались с китайским военным спутником TJS-1 в сентябре 2016 года, а в сентябре 2017-го – с пакистанским аппаратом Paksat-1R и нигерийским Nigcomsat-1R, изготовленными в Китае.

Ранее, в 2005 году, DARPA запустила малые спутники-инспекторы по программе MITEx A. В 2009 и 2014 годах были запущены два космических аппарата по программе NEMESIS, предназначенные для перехвата сигнала с коммерческих спутников связи.

6. Заявление Джона Реймонда было сделано на фоне презентации бюджета США на 2021 год и, вероятно, в первую очередь преследует лоббистские цели. Космическим войскам Белый дом предлагает выделить $15,4 млрд.

Ссылка: time.com