24 января Комитет по науке, космосу и технологиям Палаты представителей Конгресса США представил законопроект о деятельности НАСА, который ставит себе целью полностью пересмотреть курс американской космонавтики и вернуть ее стратегию в прежнее русло.

Текущая стратегия НАСА складывалась постепенно в течение многих лет, но решающим для нее стал появившийся весной прошлого года указ Белого дома осуществить высадку на Луну не позднее 2024 года. Согласно актуальным планам, через несколько лет на орбите Луны будет построена станция Gateway («Ворота»). Одна из целей ее создания – получение опыта жизни в дальнем космосе, что важно при подготовке к экспедиции на Марс. Также Gateway должна использоваться в качестве перевалочного пункта при полетах на поверхность Луны, в том числе, в перспективе, для дозаправки будущих многоразовых посадочных аппаратов. Первая высадка астронавтов на Луну запланирована на 2024 год. НАСА планирует провести геологическую разведку и научиться использовать ресурсы Луны (в первую очередь – лед), чтобы в перспективе применить их при подготовке марсианской экспедиции.

Новый законопроект возвращает НАСА на несколько лет назад. Он требует от НАСА радикально сократить лунную программу и сделать приоритетом полет на Марс: облет соседней планеты должен состояться в 2033 году. Станция на орбите Луны должна называться на просто Gateway, а Gateway to Mars («Ворота на Марс»). Из требований к орбите станции исключается необходимость поддерживать полеты на поверхность Луны. Высадки на поверхность спутника все еще предусматриваются, причем они должны происходить не реже двух раз в год, но дата первой экспедиции смещается на 2028 год.

Законопроект требует от НАСА при полетах на поверхность Луны не использовать орбитальную станцию для сборки посадочного комплекса. Вместо этого он предписывает использовать ракету SLS Block 1B (с верхней ступенью EUS) и запускаемый на ней интегрированный взлетно-посадочный аппарат, которому не требуется сборка на орбите Луны. Это описание полностью соответствует предложению компании Boeing (головной подрядчик по проекту SLS), опубликованному в конце прошлого года. Любопытно, что сейчас НАСА не торопится финансировать разработку верхней ступени EUS и планирует использовать для высадки на Луну ракету SLS Block 1, за что агентство уже подвергалось критике Конгресса.

В 2019 году НАСА начало принимать заявки на создание взлетно-посадочных аппаратов. Агентство планировало профинансировать создание двух конкурирующих аппаратов и закупать услугу по доставке астронавтов на поверхность Луны по аналогии с программой коммерческой доставки астронавтов на Международную космическую станцию. Однако законопроект требует от НАСА придерживаться консервативного подхода: НАСА должно обладать всеми правами на лунный взлетно-посадочный аппарат и самостоятельно выполнять экспедиции.

Также НАСА предписано отказаться от разведки и использования лунных полезных ископаемых – это требование угрожает планам запуска геологоразведочного лунохода VIPER в конце 2022 года.

И, наконец, помимо всего перечисленного, агентству предоставляется право продлить эксплуатацию Международной космической станции до 2028 года и далее.

Ожидается, что законопроект будет рассмотрен Палатой представителей 29 января. Впоследствии он должен будет пройти Сенат, который пока что не настроен на радикальный пересмотр стратегии НАСА.