- Подробности
- Опубликовано: 21.07.2019 14:46
В эту субботу весь мир отметил 50 годовщину первой высадки людей на Луну. 20 июля 1969 года на поверхность спутника Земли из посадочного модуля «Орел» (Eagle) вышли Нил Армстронг и Базз Олдрин. Это событие, несомненно, является одним из важнейших достижений человечества. Но устроенные НАСА торжества чем-то напоминают пышные празднования в России 50-летнего юбилея полета Юрия Гагарина: агентство предпочитает гордиться былыми свершениями там, где ему нечего предъявить в настоящем. Отмечая полувековой юбилей полета на Луну, неплохо бы помнить: это достижение стало не важным шагом на пути развития космонавтики, а ее пиком, после которого последовал длительный откат назад. В 2019 году гордиться достижением «Аполлона-11» могли бы жители лунного города. А нам, скорее, должно быть стыдно: ведь после 1972 года лет люди перестали летать в дальний космос, и в настоящее время они не выбираются за пределы низкой орбиты Земли.
26 марта 2019 года Белый дом призвал НАСА вернуться на Луну в сжатые сроки и осуществить новую высадку астронавтов до конца 2024 года. В честь сестры древнегреческого бога Аполлона новая лунная программа получила имя «Артемида» За прошедшие с момента анонса четыре месяца в НАСА была сформулирован предварительный и весьма общий работы, а мы теперь можем попытаться его оценить.
В распоряжении НАСА есть почти готовые ракета-носитель SLS грузоподъемностью 70 т и корабль «Орион» (Orion), способный выполнять полеты к Луне. Две миссии в рамках летных испытаний этой этой системы, запланированные на 2020+ и 2023 годы, были переименованы из «Исследовательских миссий» (Exploration Mission, EM-1 и EM-2) в миссии «Артемида-1» и «Артемида-2». В первом случае корабль должен будет облететь Луну без людей на борту, во втором – с астронавтами, повторив экспедицию «Аполлон-8».
В отличие от старого пилотируемого корабля «Аполлон», новый «Орион» не обладает большим топливным баком, и SLS по грузоподъемности существенно уступает «Сатурну-5». Для осуществления полноценной экспедиции с высадкой на Луну взлетно-посадочный аппарат должен запускаться отдельно и стыковаться с «Орионом» на лунной орбите. Для этого НАСА хочет построить небольшую орбитальную станцию Gateway, которая будет состоять из двигательно-энергетического модуля (PPE) и малого шлюзового модуля, который также иногда называют жилым. Контракт на разработку первого уже получила компания Maxar Technologies, которая возьмет за основу космического аппарата свою геостационарную спутниковую платформу. Оба модуля должны быть выведены в космос при помощи коммерческих ракет-носителей в 2022-2024 годах.
Высадка на Луну запланирована в рамках третьей экспедиции «Артемида-3» в 2024 году.
Недостающим элементом транспортной инфраструктуры является лунный взлетно-посадочный модуль. По плану НАСА, он будет состоять из трех элементов – посадочной ступени, взлетной ступени и межорбитального буксира. Последние два элемента будут перзаправляемыми и многоразовыми. Межорбитальный буксир нужен для доставки аппарата с орбиты станции Gateway на низкую круговую орбиту Луны.
В мае 2019 года директор НАСА Джим Брайденстайн в одном из интервью оценил дополнительное финансирование, необходимое для реализации программы «Артемида», в 20-30 млрд долларов. Эту оценку поддержали представители американской космической отрасли. Белый дом предлагает выделить космическому агентству дополнительно $1,6 млрд в 2020 году. В последующие четыре года потребуются ассигнования на лунную программу в размере $6-8 млрд в год, т. е. бюджет НАСА должен вырасти с нынешних $21,5 млрд до $28-30 млрд. Детальная проработка бюджетного плана программы пока не готова. Ожидается, что она будет составлена и представлена публике к началу 2020 года.
Финансирование – одна из основных проблем программы «Артемида». Пока что не были утверждены даже дополнительные $1,6 млрд на следующий год, и в дальнейшем выделение больших сумм наверняка вызовет ожесточенные дискуссии в Конгрессе. При этом начинать разработку лунного посадочного модуля необходимо безотлагательно, иначе запуск пилотируемой миссии в 2024 году из маловероятного превратится в невозможный.
Ключевые риски программы связаны с политической ситуацией. В США главу национального космического агентства назначает президент. Каждый новый хозяин Белого дома хочет отмежеваться от деятельности предшественника, которую он активно критиковал во время предвыборной компании, и потому космическая политика сильно меняется с каждым новым президентом. Так, придя к власти после Буша-младшего, Барак Обама закрыл предыдущую программу по возвращению на Луну «Созвездие» (Constellation). При Обаме новой важной целью для НАСА стала экспедиция на Марс. В 2016 году он уступил место Дональду Трампу, при котором НАСА аккуратно начало переориентироваться на Луну.
18 июля в газете Washington Post была опубликована статья Лори Грейвер – бывшего сенатора-демократа, замдиректора НАСА в 2009-2013 годах и советника по космосу Барака Обамы, Хилари Клинтон и Джона Керри. Грейвер призвала НАСА отказаться в пилотируемых полетов в космос и взамен сосредоточиться на заботе о Земле. Конечно, такое мнение вряд ли станет официальной позицией Белого дома в случае прихода туда демократа в 2020 году, однако не стоит ожидать и того, что новый президент поддержит финансирование чужой ему программы «Артемида». Высадка на Луну может быть как полностью отменена, так и сдвинута на более поздний срок. Стоит также учитывать, что американскому народу точка зрения Лори Грейвер куда ближе лунных амбиций Трампа. Согласно данным опроса, проведенного в июне, возвращение на Луну назвали очень важной целью только 21% взрослых американцев, а на первое место (68%) они поставили мониторинг астероидов и других угроз Земле.
Кроме того, сохранение власти самим Трампом не гарантирует уверенное будущее лунной программе. Для него это исключительно предвыборный проект, смысл которого Трамп не очень понимает, то и дело интересуясь – а нельзя ли сразу полететь на Марс, минуя Луну. После перевыборов программа «Артемида» потеряет для него всякое значение, а потому ее финансирование легко может стать предметом сделки с демократами в Конгрессе.
Нерешенными остаются некоторые глобальные технические вопросы. Например, Административно-бюджетное управление Белого дома хочет, чтобы НАСА ради экономии отказалось от идеи постройки окололунной орбитальной станции Gateway, что, теоретически, возможно, но посадочный аппарат в этом случае придется делать более тяжелым, сложным и одноразовым. Космическое агентство пытается сохранить Gateway, указывая, что станция стратегически важна для организации долгосрочного присутствия в дальнем космосе, и без нее программа «Артемида» рискует превратиться во «флаговтык», как это произошло в прошлом веке.
Представители американской космической промышленности также выступают за постройку станции Gateway и, вероятно, их мнение будет иметь решающее значение. Если взглянуть на последние 20 лет работы НАСА над флагманскими пилотируемыми проектами, можно заметить, что смена стратегий агентства не смогла убить некоторые разработки, важные для промышленных лоббистов. В первую очередь это касается корабля «Орион». Контракт на его разработку был заключен с компанией Lockheed Martin еще в 2006 году. Корабль был переименован, но он пережил две смены администрации в Белом доме. Во-вторых, большие шансы сохраняет ракета-носитель SLS. Ее предшественник, сверхтяжелый «Арес» из программы «Созвездие», был отменен из-за объективных технических проблем, но SLS уже находится на завершающем этапе разработки – ожидается, что первая ступень для испытательного пуска будет собрана к концу этого года, – а потому отказ от SLS становится маловероятным.
Станция Gateway не просто выгодна американской промышленности благодаря будущим госконтрактам. Она также является минимально возможной целью для будущих полетов SLS и корабля «Орион», перевод которых со стадии разработки на стадию эксплуатации неминуемо надвигается на НАСА в 2020-х годах. Даже в случае отмены лунной программы и очередной переориентации на Марс НАСА придется как-то использовать ракету и корабль до наступления светлого марсианского будущего, и кроме станции на орбите Луны придумать для них другую цель вряд ли получится. И потому даже если постройка станции будет исключена из программы «Артемида», что все-таки маловероятно, она неминуемо возникнет в планах НАСА уже после высадки на Луну, когда SLS останется без работы.
Сказанное выше не означает, что новую высадку американцев на Луну можно не ждать. Все начатые проекты имеют свою инерцию, и иногда их сложно отменить даже при большом политическом желании. Конечно, шансов увидеть людей на Луне в 2024 году не так уж много, но в 2025-2030 годах экспедиция может состояться. Вопрос только в том, что последует за ней – планомерная работа по освоению спутника Земли или очередной откат к низкоорбитальным полетам и мечтам о Марсе.
Космическая лента
|