7 июля НАСА объявило о масштабной программе по коммерциализации Международной космической станции. Долгосрочные планы агентства предполагают, что государство переместит свою основную деятельность в дальний космос, а работой на низкой орбите Земли займутся частные компании. Теоретически, на смену МКС, которая просуществует как минимум до 2028 года, должны прийти компактные частные станции. Они же обеспечат работой пилотируемые корабли, которые разрабатываются для доставки людей на МКС в рамках программы CCDev (Commercial Crew Development).

Частичная коммерциализация самой МКС – логичный шаг на этом пути. Пока усилия НАСА направлены на то, чтобы создать юридические условия и механизмы для работы частных компаний на станции. Во-первых, в американском сегменте МКС будет легализована различная деятельность, включая производственную и рекламную. Во-вторых, НАСА создаст обобщенный механизм доставки грузов на станцию и с нее, доступный для любого частного заказчика. В-третьих, будет легализована доставка частных астронавтов на МКС. Планируется до двух таких астронавтов в год продолжительностью полета не более 30 суток в год. За один день пребывания специалиста или туриста на станции НАСА будет брать $35 тысяч.

Согласно планам НАСА, стыковочный порт модуля «Гармония» (Harmony) будет использован для стыковки к МКС частного модуля компании, которая будет выбрана к концу этого года. Свои предложения есть у NanoRacks и Bigelow Aerospace. Первая планирует в конце этого года запустить на МКС малый шлюзовой модуль, разработанный Airbus Defense and Space. Вторая известна своими проектами «надувных» модулей.

Bigelow Aerospace почти одновременно с НАСА объявила, что внесла аванс за четыре пилотируемые миссии SpaceX к МКС. В пресс-релизе компании говорится, что в каждом запуске к станции будет доставлено четыре человека, а продолжительность их полета составит от одного до двух месяцев. Стоимость полета для туриста – $52 млн.

Очевидно, что весь экипаж корабля не может состоять из туристов, т. е. скорее речь идет о запуске четырех туристов, а не 16. Во-вторых, как отмечалось выше, НАСА планирует ограничить продолжительность пребывания частных астронавтов на станции до 30 суток.

Компания Bigelow Aerospace существует с 1999 года, и с 2010 года рекламирует большой надувной жилой модуль BA-330. В некоторых презентациях он выступает основной для собственной станции на орбите Земли или Луны, в других – присоединен к МКС. На основе этого модуля Bigelow также изображает лунную базу. Однако запуск модуля в космос постоянно сдвигается, и не похоже, что у компании есть достаточно ресурсов для его разработки. Ранее Bigelow уже бронировала ракету-носитель Atlas V для запуска BA-330 в 2020 году, но, похоже, до заключения твердого контракта дело не дошло.

Основным успехом Bigelow можно считать запуск экспериментального малого модуля BEAM (Bigelow Expandable Activity Module) к МКС в 2016 году. Он обладает достаточно скромными характеристиками. Масса BEAM составляет 1,36 т. После раскрытия диаметр модуля составил 3,2 м, длина – 4 м. Общий герметичный объем BEAM – 16 куб. м. Он успешно прошел двухгодичные испытания и сейчас используется в качестве складского.

Разработка и запуск модуля были профинансированы НАСА, и именно этот факт обусловил успех программы. Даже согласно оптимистичным оценкам, эксплуатация частных космических станций окупится в разумные сроки, только если не учитывать расходы на их постройку и запуск на орбиту. Если НАСА профинансирует запуск частного модуля к МКС – а это весьма вероятно, вопрос только в доле софинансирования, – то программу ждет успех. Но не стоит ожидать, что NanoRacks или Bigelow найдут инвестиции самостоятельно. И если у Bigelow не будет на МКС своего модуля, то не совсем понятно, зачем нужен такой посредник: ведь организацией туризма вполне могли бы заняться компании, самостоятельно запускающие пилотируемые корабли к МКС, т. к. SpaceX и Boeing.

Открытие американского сегмента МКС для частных компаний будет процессом медленным и непростым. Посещающим станцию туристам и специалистам требуется место для сна, место для работы, дополнительное оборудование, припасы и т. д. НАСА придется софинансировать создание этих условий, включая запуск нового модуля, и в дальнейшем взять на себя часть накладных расходов частиков, чтобы их деятельность обрела экономический смысл.

Шлюзовой модуль NanoRacks

Если начинать работу частных компаний в ближайшие годы, не дожидаясь расширения МКС, то дополнительная работа ляжет на плечи астронавтов НАСА. Кроме того, нерешенным остается вопрос прав на интеллектуальную собственность, созданную в космосе. Согласно текущему законодательству, на нее может претендовать НАСА наравне с компанией, собственно создавшей эту собственность.

Рынок производства и прикладных экспериментов в условиях МКС трудно оценить заранее. Перспективными считаются производство оптоволокна и печать некоторых органов в условиях невесомости, однако пока даже не проводились эксперименты в этом направлении. Отсутствие прогресса объясняется просто: стоимость доставки материалов на орбиту и обратно такова, что космическое производство не окупается. Но если государство будет субсидировать транспортировку, ситуация может измениться. Главная задача для НАСА состоит в том, чтобы привлечь к работе на станции большое количество игроков. В этом случае программа коммерциализации МКС имеет шанс стать очень успешной. А вот космический туризм в обозримой перспективе вряд ждет бурное развитие.

Для экспериментов в области космического производства будет недостаточно одного частного модуля и шлюзовой камеры от NanoRacks. Среда на МКС сильно «загрязнена» вибрацией от работающих двигателей, а потому потребуется создать свободнолетающий модуль, способный стыковаться с МКС для загрузки и выгрузки образцов, наподобие модуля «ОКА-Т» от РКК «Энергия». Создание такого модуля не станет для американских частников непреодолимой сложностью, но также займет некоторое время.