Компания «Российские космические системы» завершила изготовление бортового радиокомплекса для космической обсерватории «Спектр-РГ». Именно этот прибор стал причиной последних переносов, из-за которых запуск космического аппарата в этом году не состоится. Теперь он назначен на март 2019 года.

Как и многие российские проекты, «Спектр-РГ» имеет долгую историю переносов. Его запуск был назначен на 2014 год, но так и не состоялся из-за отсутствия полезной нагрузки: российского гамма-телескопа APT-XC и германского рентгеновского телескопа eROSITA. Оба были доставлены в НПО им. Лавочкина в конце 2016-начале 2017 года. Российским разработчикам пришлось перейти на использование американского зеркала в своем телескопе, а инженеры из института им. Макса Планка пересматривали конструкцию eROSITA из-за непредвиденных проблем.

Последним препятствием для завершения постройки «Спектра-РГ» оставался бортовой радиокомплекс. В одном из полукомплектов этого прибора при испытаниях был выявлен дефект прожига ПЛИС. Запасных микросхем этого типа в наличии не оказалось, и ПЛИС пришлось заново заказывать из США. Из-за ужесточения режима поставок космической электроники в Россию процесс затянулся и проходил при посредничестве Германии. Запрос на поставку был отправлен летом 2017 года, и несколько месяцев назад ПЛИС попала в Россию.

Надо отметить, что на этом сложности космической обсерватории не заканчиваются. В сентябре 2016 года Роскосмос принял решение использовать для запуска «Спектра-РГ» ракету-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «ДМ» вместо ракеты «Зенит» с блоком «Фрегат». Разгонный блок «ДМ-03 №4Л» решили взять уже готовый, произведенный в 2011 году по заказу Минобороны для запуска «Глонассов», но не использованный из-за отсутствия необходимости в замене работающих спутников.

Гарантийный срок разгонного блока «ДМ-03 №4Л» истекает 23 ноября 2018 года, т.е. до запуска, который теперь назначен на весну 2019 года. Ситуация усугубляется двумя проблемами. Во-первых, оборудование для подтверждающих испытаний блока «ДМ» нуждается в ремонте. Во-вторых, Министерство обороны до сих пор не выдало разрешение на использование своего разгонного блока для запуска «Спектра-РГ».