2 декабря основатель компании SpaceX Илон Маск сообщил, что первый испытательный пуск ракеты-носителя Falcon Heavy должен состояться в январе 2018 года. В качестве полезной нагрузки в этой миссии выступит собственный автомобиль Маска Tesla Roadster, который отправится «на марсианскую орбиту». Позднее эту информацию подтвердила пресс-служба компании. Также со слов сотрудника SpaceX известно, что в автомобиле будут установлены камеры.

Наиболее спорным моментом первоначальном заявлении Маска являлась доставка автомобиля на орбиту Марса. Для того, чтобы это сделать, необходимо использовать полноценный космический аппарат, способный поддерживать связь с Землей в дальнем космосе, управлять своей ориентацией и проводить коррекции орбиты. У SpaceX подобной платформы нет, поэтому вторым, более реалистичным вариантом миссии является запуск автомобиля на отлетную траекторию с пролетом мимо Марса. Tesla сблизится с планетой, после чего продолжит движение и останется на эллиптической орбите Солнца, пересекающей орбиты Марса и Земли. Позднее Маск подтвердил, что план именно таков.

Длина автомобиля Tesla Roadster 2008 года меньше внутреннего диаметра головного обтекателя, поэтому его можно будет установить на днище, а не разворачивать «носом вверх». SpaceX нет смысла разрабатывать уникальную систему отделения Tesla от третьей ступени Falcon Heavy, поэтому, вероятно, они полетят к Марсу совместно. Такое решение позволит не разрабатывать дополнительные системы связи для передачи данных с камер, установленных в автомобиле, на Землю.

Вероятнее всего, миссия будет выглядеть следующим образом. Первая ступень Falcon Heavy (два боковых ускорителя), выполнив свою работу, вернется на посадочные площадки на Земле. Вторая ступень (центральный блок) после отделения вернется на плавучую платформу. После этого третья ступень, аналогичная второй ступени Falcon 9, но содержащая ряд модификаций, выполнит включение двигательной установки для того, чтобы набрать вторую космическую скорость и направиться к Марсу. Камеры в автомобиле будут передавать изображение через третью ступени ракеты до потери сигнала с антенны или до истощения ее аккумуляторов.

Запуск Tesla Roadster в космос выглядит как безумная затея, имеющая смысл разве что с точки зрения рекламы. Намного практичнее было бы запустить подержанный корабль Dragon на орбиту Марса или в полет вокруг Луны с возвращением на Землю. Последнее имеет дополнительный смысл, поскольку SpaceX планирует туристические миссии в таком формате. Однако для такого выбора полезной нагрузки может быть несколько весьма серьезных причин.

Во-первых, задачей миссии является начало летных испытаний Falcon Heavy. Любая полезная нагрузка помимо мертвой массы требует дополнительного времени на собственную разработку. Для Dragon, независимо от цели его полета, пришлось бы писать новое программное обеспечение, разрабатывать новую систему связи, работающую в дальнем космосе и вносить много других изменений. Делать это ради одного испытательного запуска нет смысла.

Во-вторых, корабль Dragon запускается на орбиту в потоке воздуха без головного обтекателя. Первый полет Falcon Heavy должен продемонстрировать клиентам SpaceX готовность к эксплуатации всей ракеты, включая ее обтекатель. Поэтому корабль Dragon не подходит в качестве нагрузки для первого пуска.

Илон Маск несколько раз подчеркивал, что не уверен в успехе первого пуска Falcon Heavy. Следует учитывать, что для пусков тяжелой ракеты SpaceX намерена использовать тот же стартовый комплекс, что и для пилотируемых запусков, которые должны начаться в следующем году. Пилотируемая программа разрабатывается по контракту с НАСА и является абсолютным приоритетом для SpaceX. Если испытания Falcon Heavy будут представлять хоть сколько-нибудь значимую угрозу для стартового комплекса, они, безо всяких сомнений, будут перенесены.