Марсоход НАСА Curiosity находится в кратере Гейла на Марсе с августа 2012 года. За прошедшие пять лет ученые выяснили, что в более трех миллиардов лет назад в этом кратере в течение продолжительного времени существовало озеро.

Пока ученые не знают, была ли жизнь где-то за пределами Земли – на Марсе или ледяных спутниках планет-гигантов. В некоторых местах в Солнечной системе она, теоретически, могла существовать в прошлом, а в некоторых может сохраняться и сейчас. Обнаружение условий среды, в которых могут существовать живые организмы – это первый шаг в поисках внеземной жизни. В древнем водоеме кратера Гейла такая среда найдена. В нем – во всяком случае, в далеком прошлом – могли выживать различные микроорганизмы.

«В одном озере сосуществовали очень различные условия». – говорит Джоэль Гаровитц из Университета Стони Брук в Нью-Йорке, ведущий автор исследования. Первоначально ученые не могли объяснить разнообразие физических, химических и минералогических свойств на разных участках горы Шарп, расположенной в центре кратера Гейла. В некоторых породах Curiosity обнаружил относительно мощные слои с большим количеством железосодержащего минерала гематита. В других местах находились тонкие слои с магнетитом – другим минералом, содержащим больше количество железа. Сравнение их свойств предполагало, что эти породы должны были накапливаться в различных условиях на поверхности Марса.

Решить загадку удалось, наложив зональность отложений на карту глубины древнего водоема. Оказалось, что разные по составу породы накапливались в глубоких и мелких частях озера. Аналогичная зональность существует и на Земле, но на Марсе ее обнаружили впервые.

На основании химических свойств отложений планетологи полагают, что в озере в кратере Гейла вода на мелководье содержала много кислорода, а на глубине количество этого элемента уменьшалось. Таким образом, в разных частях озера существовали условия для выживания различных микроорганизмов, включая те виды, которые предпочитают более богатую кислородом среду, менее богатую среду и промежуточные варианты.

Вторая часть статьи, опубликованной в журнале Science, посвящена изучению климата в кратере Гейла в период существования там озера. Сравнивая состав глинистых пород разного времени, ученые установили, что во время накопления озерных отложений климат региона постепенно менялся с сухого и холодного на теплый и влажный. При этом на более широком отрезке времени Марс, наоборот, превратился из влажной в сухую и холодную планету.

Ссылка: www.jpl.nasa.gov