16 марта президентская администрация США представила черновик бюджетного запроса для НАСА на 2018 год. Судя по этому документу, стратегию американского космического агентства при новой администрации ждут серьезные, но не радикальные изменения.

В США именно президент назначает руководство космического агентства и в дальнейшем представляет позицию НАСА. Ежегодно президентская администрация подает составленный НАСА бюджетный запрос на следующий фискальный год, в котором расписаны статьи расходов и желаемое финансирование. Затем парламент вносит в этот документ изменения. Конгрессмены и сенаторы могут как менять финансирование по предложенным статьям, там и добавлять новые. В частности, в последние годы посадочный исследовательский аппарат в миссии Europa Clipper и работы по созданию жилого модуля для дальнего космоса появились в бюджете по инициативе конгрессменов.

Новый бюджетный запрос требует для НАСА $19,1 млрд в 2018 году, что немного меньше бюджета агентства в текущем году ($19,285 млрд). Многие эксперты отметили, что НАСА от урезания государственных расходов пострадало меньше других агентств.

Расходы на сверхтяжелую ракету SLS и корабль для дальнего космоса «Орион» от уменьшения бюджета вовсе не пострадали и даже немного увеличились. На них предлагается выделить $3,7 млрд. Увеличился и консолидированный бюджет, направленный на исследование Солнечной системы. Он вырос с текущих $1,63 до $1,9 млрд.

Программа исследования Земли, наоборот, подверглась сокращению. Администрация НАСА предлагает отказаться сразу от четырех миссий: PACE, OCO-3, DSCOVR и CLARREO Pathfinder. Это является результатом старого спора между чиновниками: НАСА утверждало, что исследование Земли при помощи космических средств является его прерогативой, в то время как многие критики требовали отдать эти исследования другим научным организациям, а НАСА сосредоточиться на изучении космического пространства.

Также в бюджете не выделены средства на образовательную программу НАСА.

В запросе не упомянуты коммерческая программа (снабжение МКС и разработка пилотируемых кораблей) и расходы на разработку технологий. Косвенно это может свидетельствовать о том, что черновик будет серьезно дорабатываться и меняться.

Неожиданно для всех, НАСА решило отказаться от посадочного аппарата, ранее включенного в миссию по исследованию спутника Юпитера Европы Europa Clipper. Пока говорить о полном отказе от нее рано: как и раньше, Конгресс может добавить эту статью в бюджет, либо ее финансирование вернет сам Белый дом. Отказ от амбициозного исследовательского проекта во внешней Солнечной системе в целом не совпадает с заявленной линией на поддержку планетарных исследований.

А вот миссия ARM (Asteroid Redirect Mission) по доставке астероида на лунную при помощи автоматического аппарата, скорее всего, отменена с концами. ARM – это часть предложенного Бараком Обамой пилотируемого полета на астероид в середине следующего десятилетия по программе «Гибкий путь». За несколько лет эта сложная и амбициозная миссия мутировала в бессмысленную отправку космонавтов на лунную орбиту, куда автоматический аппарат предварительно доставит булыжник с астероида.

В прошлом парламентарии и эксперты неоднократно критиковали миссию в таком виде, но разработка ARM продолжалась из-за упрямства космического агентства и Белого дома. Теперь ситуация изменилась. В своем заявлении от 16 марта исполняющий обязанности директора НАСА Роберт Лайтфут подтвердил намерение закрыть ARM. По его словам, несмотря на отказ от программы, НАСА продолжит развитие создававшихся для нее перспективных технологий – мощных электрореактивных двигателей и солнечных батарей.