Новогодние каникулы еще только начались, но это не повод забывать про космос. Космонавтика земному календарю не подчиняется – возможно, потому что уже не связывает себя с Землей. Как бы то ни было, 2015 год обещает быть более-менее богатым на события, и первое из них состоится буквально через несколько дней. Напомню, что прикладные и военные запуски я в своем обзоре обхожу стороной.

Основным поставщиком космических новостей в наступившем году будет даже не НАСА, ЕКА или Роскосмос, а одна американская компания – SpaceX. На 14:18 мск во вторник 6 января запланирован запуск грузового корабля Dragon («Дракон») к МКС. Он примечателен тем, что в этот день впервые планируется попытка посадить первую ступень ракеты Falcon 9 на плавучую баржу в Атлантическом океане. В случае успеха SpaceX сделает важнейший шаг навстречу многоразовости, а нас ждет много интересных фотографий и видеозаписей. В случае неудачи, попытку можно будет повторить уже 29 января. На этот день Falcon 9 (по некоторым данным, она тоже будет оборудована посадочными опорами) должна будет вывести на орбиту космический аппарат DSCOVR Вооруженных сил США.

До конца марта SpaceX должна провести два испытаний системы аварийного спасения пилотируемого корабля Dragon 2. По официальному расписанию в январе, но, вероятнее, в феврале состоится испытание на стартовой площадке (Pad Abort Test), а в марте – тест в полете (In-Flight Abort Test), для которого придется пожертвовать одной ракетой Falcon 9. Кроме того, 11 февраля – день испытаний европейского многоразового космопланера IXV. Изначально суборбитальный полет планировался на ноябрь 2014 года, но он был по непонятным причинам перенесен.

6 марта исследовательский зонд НАСА Dawn («Рассвет») будет захвачен гравитацией карликовой планеты Церера в поясе астероидов. В мае этот аппарат достигнет рабочей орбиты и приступит к выполнению научной миссии. Нельзя забывать и летящий к поясу Койпера зонд New Horizons («Новые горизонты») – одну из самых ожидаемых миссий нашего времени. В мае он получит снимок еще одно известной карликовой планеты – Плутона. Предполагается, что снимок превзойдет по разрешению фотографию, сделанную космическим телескопом Хаббл.

27 марта к МКС отправится корабль «Союз ТМА-16М» с очередной 43-й экспедицией на МКС. Примечателен он тем, что российский космонавт Михаил Корниенко и американский астронавт Скотт Келли поведут на космической станции целый год вместо обычных шести месяцев.

Предполагается, что весной SpaceX вернется к запускам реактивной посадочной системы для своих ракет Falcon 9R, известной также как «Кузнечик» (Grasshopper). Предыдущий аппарат взорвался в воздухе во время полета в августе 2014 года, и его замена прибудет в испытательный комплекс SpaceX как раз весной. Кроме того, в 2015 году компания начнет испытания реактивной посадочной системы пилотируемых кораблей Dragon 2. Для этой цели разрабатывается прототип корабля DragonFly («Стрекоза»), который будет сбрасываться с вертолета и совершать самостоятельные полеты. Точная дата начала испытаний, к сожалению, неизвестна.

16 июня межпланетная станция Cassini («Кассини»), с 2004 года находящаяся в системе Сатурна, совершит пролет около спутника этой планеты Дионы на расстоянии всего 516 км от поверхности. В августе пролет будет повторен на высоте 479 км. Летом вновь должна заявить о себе компания SpaceX, которая готовится в наступившем году испытать сверхтяжелую ракету Falcon Heavy, способную выводить на низкую орбиту Земли около 50 тонн. Работа над модернизацией стартового комплекса 39А на мысе Канаверал уже ведется, и, согласно некоторым документам, площадка должна быть готова к 1 июля. Перенос даты, конечно же, более чем вероятен. Сам испытательный полет ожидается ближе к концу года.

14 июля, после 8,5 лет полета, зонд New Horizons пролетит мимо Плутона. За сутки напряженной работы он соберет огромный объем данных об этой карликовой планете и ее спутниках. Завершив первый и основной этап своей миссии, зонд отправится дальше к одному из объектов в поясе Койпера.

Осень выдастся менее насыщенной на события. В сентябре очередным грузовым кораблем Dragon на МКС будет доставлен экспериментальный надувной модуль BEAM, изготовленный компанией Bigelow Aerospace. Он должен будет проработать в качестве складского отсека не менее двух лет.

22 октября к МКС отправится модернизированный российский грузовой корабль «Прогресс МС», который придет на смену «Прогрессам М». 28 октября Cassini совершит экстремально низкий пролет мимо Энцелада (49 км). Если ученым повезет, зонд зафиксирует деятельность гейзеров на поверхности этого космического тела. В декабре аппарат Dawn спустится на 375-километровую орбиту вокруг Цереры и приступит к ее картографированию в высоком разрешении.

Наконец, примерно в четвертом квартале в неприкладной космонавтике напомнит о себе Россия. Во-первых, Роскосмос планирует осуществить пуск ракеты-носитель «Союз-2.1б» с нового космодрома Восточный в Амурской области. Во-вторых, в качестве полезной нагрузки эта ракета будет нести научный космический аппарат «Михайло Ломоносов» разработки Московского государственного университета.

UPD. Сегодня стало известно, что Китай планирует запустить одномодульную посещаемую станцию «Тяньгун-2» в конце 2015 года.