- Подробности
- Опубликовано: 12.03.2021 11:56
Немногим более полугода остается до запуска первой российской межпланетной исследовательской миссии за многие десятилетия – станции «Луна-25». Она должна стать первой российской автоматической станцией, которая приземлится на Луну после «Луны-24» в 1976 году. Важной особенностью миссии является то, что район ее посадки находится вблизи южного полюса спутника. В прошлом все автоматические и пилотируемые аппараты приземлялись вблизи экватора Луны. Подробнее о научных задачах и устройстве станции можно прочитать здесь.
Согласно утвержденному в прошлом году графику, старт ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и станцией «Луны-25» с космодрома Восточный должен состояться 1 октября 2021 года. По мере приближения этой даты, Роскосмос продолжает демонстрировать абсолютную уверенность в своих планах.
20 февраля была опубликована стенограмма встречи главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина с Путиным (вероятно, сама встреча состоялась раньше). Рогозин пообещал действующему президенту запустить «Луну-25» в октябре 2021 года. 26 февраля по результатам посещения НПО им. Лавочкина он подтвердил, что космический аппарат будет отправлен на космодром в августе, как это и планировалось ранее. 6 марта Рогозин в своем фейсбуке написал, что «Луна-25» будет запущена в 2021 году. И, наконец, во вторник 9 марта Рогозин сказал, что пригласил на запуск лунной станции главу Китайского национального космического управления (CNSA) Чжан Кэцзяня.
Последнее выглядит наиболее странно. Даже если не думать о том, какой конфуз произойдет при переносе запуска или аварии, надо помнить, что простенькая «Луна-25» вряд ли может заинтересовать «китайских партнеров» Роскосмоса. По сравнению с китайской станцией «Чанъэ-5», которая в прошлом году доставила на Землю образцы лунного грунта, «Луна-25» выглядит примитивной и отсталой.
Есть и полностью противоположная точка зрения на перспективы «Луны-25». Ее придерживается известный историк российской космонавтики и не менее известный инсайдер Анатолий Зак. По его данным, основные проблемы миссии связаны с отсутствием одного из основных элементов станции – бортового комплекса управления, и, соответственно, неготовностью программного обеспечения. Подробнее прочитать об этом можно в американском журнале «Популярная механика» или на его сайте RussianSpaceWeb.com (за весьма скромную по цене подписку).
«Луна-25» может похвастаться впечатляющей историей переносов. В период первоначального проектирования предполагалось, что станция отправится в космос на индийской ракете PSLV, которая значительно уступает по грузоподъемности «Союзу-2». Это наложило серьезные ограничения на массу космического аппарата. Позднее он был перепроектирован, но объем топливных баков не изменился. И теперь они физически не могут вместить больше топлива, чем было заложено изначально.
При полетах к другим планетам есть «баллистические окна» – периоды, когда энергетические затраты для выполнения межорбитального перелета снижаются. Так, всем известно, что станции к Марсу запускаются раз в два года.
Это не так очевидно, но необходимые затраты энергии для полета к Луне тоже чуть-чуть колеблются. И именно в эти слабые колебания попадает «Луна-25» из-за своих предельных массовых параметров.
У НПО им. Лавочкина отсутствует запас времени для парирования любых задержек, которые могут возникнуть при подготовке станции к запуску. Если запуск 1 октября не состоится, то стартовое окно для нее будет открыто только до конца октября или, в крайнем случае, до середины ноября. Пока нельзя сказать, когда появится следующая возможность запустить «Луну-25», но раньше весны 2022 года ее ожидать не стоит.
Так то же прав, Рогозин или А. Зак? С одной стороны, уверенному тону Рогозина доверять не стоит. Это кажется странным: нет никакого смысла давать обещания, зная, что совсем скоро от своих слов придется отказаться. Можно понять, когда он обещает полет нового пилотируемого корабля в 2023 году – мало ли что случится за это время, да и кто вспомнит, – но к «Луне-25» это не относится.
Однако если понаблюдать за нынешним главой Роскосмоса, то легко заметить, что он придерживается другой логики. Для него важно выглядит хорошо прямо сейчас, а то, как это скажется на завтрашнем дне – не важно. Каждый год он обещает Путину выполнить по 40-50 запусков. Все понимают, что эти планы сродни фантастике, но Рогозина это не останавливает. Есть еще более показательный пример. В начале января он обещал показать фотографии статического образца нового пилотируемого корабля (ПТК НП «Орел») «после праздников», прекрасно зная, что не сможет это сделать. После окончания каникул Рогозин просто игнорировал вопросы на эту тему.
Нет никаких оснований думать, что к «Луне-25» он относится иначе. Наконец, нельзя исключить и того, что он не планирует отвечать за перенос сроков ее запуска. Рогозин вполне может объявить после запуска модуля «Наука» или после пуска «Ангары» с полезной нагрузкой, что его миссия в Роскосмосе выполнена, и уйти куда-нибудь в более спокойное место.
С другой стороны, достоверной информации о состоянии проекта у нас нет. В отсутствие заслуживающих доверия официальных новостей всегда возникает соблазн доверять голословным заявлениям из любых инсайдерских источников, но это неправильно. Источник может обладать либо неполной информацией, либо устаревшей, может выдавать желаемое за действительно, а то и намеренно вводить в заблуждение.
Сейчас, наверное, только ведущие инженеры НПО им. Лавочкина, непосредственно работающие с «Луной-25», могут достоверно оценить ее шансы. А нам нужно понимать, что мы очень плохо информированы, и не удивляться ни запуску «Луны-25» в этом году, ни переносу запуска, если он произойдет.
В прошлогоднем интервью гендиректор НПО им. Лавочкина Владимир Колмыков сказал, что, согласно утвержденному графику, летный образец «Луны-25» должен быть изготовлен до конца марта 2021 года. Кусочек графика, попавший на фотографию Роскосмоса во время посещения предприятия Рогозиным в феврале, свидетельствует о том, что сдача аппарата сдвинулась на апрель. И если в следующем месяце мы не увидим соответствующий пресс-релиз, это будет указывать на то, что шансы «Луны-25» улететь к Луне в 2021 году устремились к нулю.
Космическая лента
|