1. Марсоход Curiosiry переключен на запасной компьютер.

В конце октября американский марсоход Curiosity продолжил выполнение научной программы, приостановленное в июне с началом глобальной пылевой бури на Марсе. В конце октября он прошел 60 м, в результате чего общая длина пройденного им маршрута преодолела отметку в 20 км.

Curiosity был активирован в сентябре после окончания пылевой бури. Вскоре инженеры обнаружили, что компьютер марсохода не сохраняет в долговременную память журнал событий и научные данные начиная с 15 сентября. Аппарат передает только ограниченные инженерные данные из кратковременной памяти, доступные в периоды связи с Землей.

3 октября марсоходу была передана команда переключиться на резервный бортовой компьютер Side-A. Это позволит инженерам провести диагностику основного компьютера, который называется Side-B. Это не первое переключение между компьютерами: первые 200 марсианских дней основным был именно Side-A, но затем марсоход был переведен на запасной комплект из-за «проблем с программным обеспечением и оборудованием», из-за которых аппарат потерял управление и начал терять энергию. Тогда Curiosity удалось переключить на Side-B. Инженеры провели диагностику памяти компьютера Side-A, по результатам которой ему был присвоен статус запасного.

Пока что специалисты в Лаборатории реактивного движения НАСА настроены оптимистично. Они считают, что смогут разобраться в проблеме в компьютере Side-B, которая препятствует использованию запоминающего устройства. Окончательный переход на Side-A остается запасным планом.

2. SpaceX получила сертификацию NASA для запуска наиболее дорогих научных миссий.

Скоро ракеты-носители Falcon 9 смогут использоваться не только для запуска пилотируемых кораблей, но и для отправки к другим телам Солнечной системы наиболее дорогих амбициозных научно-исследовательских миссий. В сертификации средств выведения НАСА ракете Falcon 9 была присвоена третья категория. Это подтвердила в своем заявлении президент SpaceX Гвен Шотвелл. В прошлом Falcon 9 вывела на орбиту два недорогих космических аппарата для НАСА: спутник зондирования океанов Jason-3 и телескоп для поиска экзопланет TESS.

Важно отметить, что речь идет только о Falcon 9, но не о более тяжелой ракете Falcon Heavy, которая, теоретически, могла бы применяться для запуска тяжелых исследовательских станций к дальним планетам Солнечной системы.

Еще одно любопытное заявление сделал основатель SpaceX Илон Маск в своем твиттере. Он заявил, что уже в следующем году – точнее, в июне – вторая ступень Falcon 9 может быть заменена на уменьшенный аналог корабля BFS. BFS – это вторая ступень и космический корабль сверхтяжелой многоразовой ракетно-космической системы, которую SpaceX разрабатывает «в инициативном порядке». Маск также отметил, что целью такой замены будет отработка управления ступенью при полете в атмосфере на высоких скоростях и испытания теплозащитного покрытия. Реактивная посадка экспериментальной второй ступени в планы SpaceX не входит. Будет ли такая ступень одноразовой, или ее попытаются поймать в сеть, как обтекатель, пока непонятно. Собственно реактивную посадку SpaceX планирует испытывать на полномасштабном макете BFR, постройка которого уже началась.

Конечно, основной версией Falcon 9 останется эксплуатируемая сейчас Block 5 с классической второй ступенью. Она сертифицирована для запуска грузовых пилотируемых кораблей Dragon 2 к МКС. Демонстрационная вторая ступень будет отличаться от нынешней ступени особой системой управления, формой, наличием теплозащитного покрытия и, вероятно, применением кислородно-метанового двигателя Raptor вместо кислородно-керосинового Merlin-1D. Также возможно, что головной обтекатель Falcon 9 станет составной частью второй ступени, как это предполагается для полноразмерной BFR/BFS. О диаметре экспериментальной ступени пока информации нет.