Сегодня ночью с космодрома на острове Уоллопс в Вирджинии состоялся пуск ракеты-носителя «Антарес» компании Orbital ATK в новой конфигурации. Ракета стартовала в 2:45 мск на пятой минуте пятиминутного пускового окна. Почти два года назад предыдущий «Антарес» потерпел аварию и рухнул на стартовую площадку.

Сегодняшний полет стал шестым для ракет-носителей «Антарес», но первым для ракеты в модификации 230. Ее основное отличие – использование на первой ступени двигателей РД-181 вместо AJ-26, которые использовались в конфигурациях 110, 120 и 130. Замена AJ-26, который является модифицированным компанией Aeroject Rocketdyne советским НК-33, уже была в планах Orbital ATK, однако после аварии в октябре 2014 года график модернизации был ускорен.

«Антарес» и грузовой корабль Cygnus были разработаны в рамках программы НАСА COTS (Commercial Orbital Transportation Services, Коммерческие орбитальные транспортные средства), по которой Orbital ATK получила от НАСА около $400 млн. Позднее компания получила контракт на снабжение МКС по программе CRS-1 (Commercial Resupply Services). НАСА платит ей по $237,5 млн за каждую доставку грузов на МКС.

Первый пуск «Антареса» с массовым макетом корабля «Лебедь» состоялся в апреле 2013 года. В сентябре того же года в квалификационный полет по программе COTS к МКС был запущен грузовой корабль, и с января 2014 года началась эксплуатация системы для снабжения космической станции.

28 октября 2014 года «Антарес» стартовал в 22:22 UTC с площадки № 0A Центральноатлантического регионального космодрома на о. Уоллопс. Спустя 15 секунд первая ступень ракеты взорвалась. Ее остатки рухнули на сооружения стартового комплекса, в которых начался пожар. Расследование аварии показало, что она возникла в турбонасосе первого двигателя AJ-26. Были выделены три возможные нештатные ситуации, включая попадание посторонних частиц. Наиболее вероятной из них признан производственный брак в турбонасосе.

Новый двигатель «Антареса», названный РД-181, является экспортной версией РД-191 производства НПО «Энергомаш». На «Атнаресе» установлено два РД-181. Как и AJ-26, в качестве топлива они используют керосин и жидкий кислород. Замена двигателей на более мощные позволит увеличить грузоподъемность ракеты.

Первая ступень «Антареса» разработана и производится украинским КБ «Южное». Вторая ступень – собственная разработка Orbital ATK. В прошлых версиях «Антареса» она приводилась в движение твердотопливным двигателем Castor-30B, в версии «Антарес-230» – более эффективным Castor-30XL. Впервые его использовать предполагалось в неудачном пуске 28 октября 2014 года.

На время модернизации ракеты и ремонта космодрома Orbital заказала два запуска корабля Cygnus на ракете «Атлас 5» компании ULA. В обоих случаях в космос выводилась расширенная версия корабля повышенной вместимости и грузоподъемности. Сегодня впервые эта версия корабля была выведена на ракете семейства «Антарес».

Увеличенный Cygnus отличается от малой версии корабля объемом герметичного модуля, конфигурацией топливных баков и новыми более мощными солнечными батареями. Служебный модуль корабля разработан Orbital ATK на основе собственного задела по двигательным установкам космических аппаратов. Герметичный грузовой отсек, включая систему захвата рукой-манипулятором Canadarm2, разработан и производится французско-итальянской компанией Thales Alenia Space на основе технологий логистических модулей космических шаттлов MPLM.

В текущем полете масса Cygnus составляет 6,173 т, в т. ч. 0,8 т топлива. Корабль доставит на станцию 2,209 т припасов. Грузовой манифест включает 585 кг провизии, 1023 кг оборудования для американского сегмента станции, 42 кг оборудования для российского сегмента, 56 кг компьютерного оборудования и 5 кг оборудования для выходов в открытый космос. Также на корабле находятся 498 кг образцов и оборудования для проведения научных экспериментов.

Плановая опорная орбита корабля «Лебедь» (Cygnus) – 209x288 км. Спустя час после отделения корабль раскрыл свои солнечные батареи. Полет до космической станции продлится 2,5 дня, во время которых будет выполнена серия маневров для подъема орбиты. Операции по стыковке с МКС начнутся 23 октябре, т. е. уже после прибытия пилотируемого корабля «Союз МС-02» 21 октября. Сведение «Лебедя» с орбиты запланировано на конец ноября.

Следующий пуск ракеты Antares с кораблем Cygnus запланирован на конец текущего года.

Ссылка: nasaspaceflight.com