Программа НАСА CCDev (Commercial Crew Development) ставит целью создание частных пилотируемых кораблей. Несколько компаний, прошедших предварительный отбор, под контролем космического агентства разрабатывают собственные транспортные средства для доставки экипажей на МКС. По мере достижения определенных этапов, НАСА выдает им безвозмездные субсидии. Сейчас средства получают три организации: SpaceX с проектом корабля Dragon, Sierra Nevada Corp с мини-шаттлом Dream Chaser и промышленный гигант Boeing с капсульным аппаратом CST-100. Текущий этап CCDev заканчивается 1 октября 2014 года, однако для SpaceX и SNC он был продлен на семь месяцев. Источники в НАСА сообщают, что контракты на следующий этап будут заключены уже между 22 и 29 августа. Финансирование, скорее всего, получат только две компании.

Если информация подтвердится, то один из участников гонки лишится поддержки НАСА, которая составляет солидную, хоть и не основную часть затрат на разработку. Ранее представители Boeing заявляли, что экономическая целесообразность проекта CST-100 окажется под вопросом без средств НАСА. Это может привести к тому, что руководство корпорации откажется от создания этого корабля. В свою очередь, компании SpaceX и SNC утверждают, что, в случае потери финансирования, продолжат работу над кораблями за собственный счет. Более того, они продолжат считаться участниками программы CCDev. Такой поворот событий не исключает возможность получить контракт НАСА на доставку людей к МКС после того, как корабли будут готовы. Например, космическая компания Blue Origin Джеффа Бизоса, создателя интернет-магазина amazon.com, до сих пор работает над собственным проектом пилотируемого корабля, хотя ей не удалось попасть даже на нынешний этап финансирования CCDev.

Аналитики указывают на то, что самым вероятным кандидатом «на вылет» является проект мини-шаттла Dream Chaser. В прошлом году во время испытаний посадочной системы прототип корабля потерпел аварию, из-за которой его разработка задержалась на год. К испытаниям в полете разработчики планируют вернуться только этой осенью. С другой стороны, НАСА вряд ли захочет спровоцировать закрытие проекта CST-100, а компания SpaceX уже стала символом американской коммерческой космонавтики. Одного этого достаточно, чтобы не лишать компанию Илона Маска финансирования.

Нельзя исключать и того, что на следующий этап, несмотря на слухи этого лета, пройдут все три компании. В бюджете НАСА на 2015 год статья расходов на поддержку коммерческой космонавтики выросла. В июне администратор американского космического агентства Чарльз Болден говорил в интервью порталу Universe Today, что надеется на появление трех коммерческих пилотируемых кораблей: одного до конца 2017 года и еще двух после 2020-го. К концу третьего десятилетия, по мнению Болдена, место МКС займут частные низкоорбитальные станции, для которых пригодятся разрабатываемые сейчас корабли. Государственная же космонавтика в это время должна перенести к освоению дальнего космоса.

Ссылка: www.parabolicarc.com