Благодаря многочисленным фотографиям, полученным при помощи орбитальных станций Mars Express и MRO (Mars Reconnaissance Orbiter), ученые давно знают о существовании на Марсе оврагов. Эти геоморфологические структуры вызывают интерес ученых, потому что имеют тенденцию к сезонному росту. Долгое время считалось, что развитию оврагов способствуют временные водотоки, возникающие в периоды потепления на склонах гор и кратеров. Однако новое исследование свидетельствует о том, что эта теория не подходит для объяснения оврагообразования.

Ученые Астрогеологического научного центра Геологической службы США в Аризоне использовали в своей работе снимки одних и тех же районов Марса, сделанные зондом MRO в различные сезоны после 2006 года. Всего было изучено 356 известных районов, имеющих эти структуры, и в 38 из них был выявлен активный процесс расширения и образования новых оврагов. В результате геологам удалось показать, что овраги расширяются в холодное зимнее время, а не весной, как считалось ранее.

В то время, когда овраги расширяются, температура на поверхности Марса слишком низкая для существования воды и даже рассолов (т. е. чрезвычайно засоленных жидкостей). Ученые предлагают привлечь для объяснения процесса другое вещество – замерзший углекислый газ, известный также как сухой лед. Земные овраги образуются под действием воды, поэтому геологи не могут провести аналогию с известными процессами. Дело в том, что на нашей планете отсутствуют необходимые условия (температура и давление) для долговременного существования сухого льда в естественных условиях. На Марсе же этого вещества так много, что за зиму полюса красной планеты покрываются им почти целиком. Более того, известно, что сухой лед в больших объемах обладает свойством текучести, а значит, должен оказывать на поверхность планеты воздействие, некоторыми чертами схожее с воздействием воды. Некоторые особенности сухого льда, которых нет у воды, также могут принимать участие в образовании оврагов. Например, углекислый газ застывает до твердого состояния, минуя жидкое. Этот процесс может разрушать верхний слой грунта на склонах. В заключение геологи отмечают, что формирование полноценных оврагов при помощи сухого льда может занимать миллионы лет, однако наблюдаемое нами расширение уже существующих структур этому не противоречит.

Ссылка: www.space.com