Двойными называют звездные системы, состоящие из двух светил, которые находятся на относительно небольшом расстоянии друг от друга и движутся вокруг общего центра масс. Гравитационное поле таких систем обычно бывает настолько сложным, что ранее астрономы вообще отрицали возможность существования около таких звезд стабильных орбит. Однако в 2011 году телескоп Кеплер подтвердил существование планеты, вращающейся сразу вокруг двух звезд. По мере увеличения наших знаний об экзопланетах, известное число двойных и даже тройных звездных систем, обладающих планетами, выросло.

Четыре исследовательских группы из разных стран опубликовали результаты своей совместной работы в журнале Science 4 июля. Им удалось найти небольшую планету массой всего в два раза больше Земли, которая вращается только вокруг одной звезды в двойной системе. Эта находка стала первым свидетельством того, что в двойных системах возможно существование изолированных планетарных орбит. Расстояние до планеты, получившей название OGLE-2013-BLG-0341LBb, составляет около 3 тысяч световых лет. Первые буквы в названии относятся к названию телескопа - Optical Gravitational Lensing Experiment (Оптический эксперимент по гравитационному линзированию). Радиус орбиты планеты примерно соответствует земному, однако звезда-красный карлик излучает намного меньше тепла, чем Солнце. Из-за этого температура на поверхности планеты должна быть намного ниже, чем на Земле. Ученые по «климату» сравнивают свою находку с Европой, спутником Юпитера.

Астрономы отмечают, что их находка значительно расширяет пространство для поиска экзопланет в будущем. Как известно, почти половина звездных систем в нашей галактике являются двойными.

Источник: www.nasa.gov