Запущенный более 30 лет назад ISEE-3 (International Sun-Earth Explorer 3 , Международный зонд для исследования Земли и Солнца) предназначался для изучения солнечно-земных связей, влияния солнечного ветра на магнитосферу и околоземное пространство. Он стал первым искусственным объектом, выведенным в точку Лагранжа L1 системы Солнце-Земля на расстоянии 1,5 млн км от нас. В 1982 году аппарат получил новое имя - ICE (International Cometary Explorer, Международный исследователь комет). Он был выведен на гелиоцентрическую орбиту и отправился на перехват кометы Джакобини-Циннера. В сентябре 1985 года зонд успешно пролетел через хвост кометы, а после участвовал в проекте по исследованию кометы Галлея. Наконец, в мае 1997 года миссия была официально прекращена.

В августе 2014 года ISEE вернется к Земле. Несколько месяцев назад группа энтузиастов из США выдвинула идею вновь активировать аппарат. При относительно небольших вложениях у ученых появится шанс получить отдачу, сопоставимую с результатами запуска нового исследовательского аппарата. В частности, существует возможность отправить зонд к комете Виртанена, которая приблизится к Земле в декабре 2018 года. Китайское космическое агентство планирует отправить к ней собственную исследовательскую станцию. Одновременное исследование газовой оболочки кометы в двух точках даст ученым очень ценные сведения. Кроме того, есть возможность отправить ISEE к комете SW3-C в августе 2022 года.

Энтузиастам, которые называют себя «Проектом возрождения ISEE-3» (ISEE-3 Reboot Project) удалось собрать на осуществление своего плана более 150 тысяч долларов, однако кроме этого им потребовалось решить много технических проблем. Среди их – установка оборудования для связи с ISEE-3 в обсерватории Аресибо. Программное обеспечение для связи со старым аппаратом также пришлось создавать заново. 29 мая им удалось установить связь с ISEE-3. На расшифровку телеметрической информации ушло несколько дней. Вскоре стало ясно, что аппарат «жив», но вращается со скоростью 19,16 оборотов в минуту. Это несколько меньше штатных 19,75 оборотов. 5 июня удалось установить, что все 13 приборов имеют питание, запас мощности космического аппарата составляет 28 Вт. В дальнейшем для определения точного местоположения спутника была привлечена сеть средств космической связи НАСА для управления межпланетными станциями (Deep Space Network).

Первая попытка включить двигатели аппарата для увеличения его раскрутки 24 июня закончилась неудачей. Тогда специалисты собирались выдать один импульс из необходимых одиннадцати, а остальные в случае успеха, однако получить подтверждение первой команды не удалось. В последующие дни они анализировали возможные причины проблемы и уточняли местоположение зонда. Попытка включить двигатели 1 июля окончилась неудачей из-за проблем со связью. И, наконец, второго июля с Земли – также при помощи радиообсерватории Аресибо – была выдана команда полную 11-импульсную дораскрутку космического аппарата. Согласно полученной позже телеметрической информации, скорость вращения ISEE-3 увеличилась до 19,75 оборотов в минуту.

Успех команды, оживившей ISEE-3, нельзя переоценить. Последний раз до этого двигатели зонда были включены 27 лет назад году. Следующим шагом станет коррекция траектории космического аппарата. Она запланирована на вторник 8 июля.