22 декабря состоялся пуск ракеты Firefly Alpha американской компании Firefly Aerospace с базы космических сил США Ванденберг в Калифорнии в 12:32 по местному времени. Старт был перенесен на два дня из-за неблагоприятных погодных условий.

Firefly Alpha – ракета-носитель легкого класса, использующая на обоих ступенях в качестве топлива керосин и жидкий кислород. На первой ступени установлено четыре двигателя Reaver 1 с тягой в вакууме 184 кН (20,7 тс) каждый. На второй ступени стоит один двигатель Lightning 1 тягой 70,1 кН (7,2 тс). Ракета имеет высоту 29 м и диаметр 1,8 м. Она может выводить до 1 т полезной нагрузки на низкую орбиту Земли или до 630 кг на 500-километровую солнечно-синхронную орбиту.

Первый пуск Alpha состоялся 3 сентября 2021 года, и он прошел неудачно: ракета была потеряна из-за отказа двигателя через 15 минут после старта. Второй пуск 1 октября 2022 года был признан частично удачным. Спутники были выведены на орбиту ниже запланированной и вошли в атмосферу через неделю после запуска. Наконец, третий полет 15 сентября 2023 года – он проводился в интересах Минобороны США – был признан полностью успешным, хотя впоследствии стало известно, что запущенный космический аппарат оказался на эллиптической орбите вместо круговой, что радикально сократило срок его службы.

Первый этап полета ракеты, которая стартовала в пятницу, шел без нареканий. Вторая ступень отделилась и успешно вышла на переходную орбиту. Предполагалось, что повторное включение двигателя второй ступени выведет ее на круговую орбиту, после чего произойдет отделение полезной нагрузки. Однако компания в ожидаемое время не опубликовала официальное сообщение о подъеме орбиты. Позднее в базу данных Космических сил США были добавлены два объекта на эллиптических орбитах высотой 215 х 523 км.

Спустя 12 часов после пуска Firefly подтвердила, что вторая ступень дала сбой. Причину произошедшего должно установить расследование. Основным заказчиком этой миссии выступала компания Lockheed Martin, которая планировала испытать в космосе экспериментальную антенну.

Firefly сообщила, что связь со спутником была установлена. Однако из-за низкого перигея орбиты космического аппарата можно ожидать, что он сгорит в атмосфере в течение нескольких недель.

Параллельно с эксплуатацией ракеты Alpha компания Firefly занимается разработкой первой ступени для новой версии ракеты Antares компании Northrop Grumman – Antares 330, а также для собственной ракеты среднего класса. Ожидается, что Antares 330 будет готов к первому полету в середине 2025 года.

Компания Firefly Space Systems была основана в 2014 году Томасом Маркусиком. Она потеряла основного инвестора в 2016 году после «брекзита» и обанкротилась, но затем была выкуплена американским бизнесменом украинского происхождения Максом Поляковым. Он переименовал компанию в Firefly Aerospace и профинансировал продолжение разработки ракеты Firefly Alpha. В конце 2021 года правительство США потребовало от Полякова выйти из состава собственников Firefly, и в начале 2022 года он продал свою долю американскому инвестфонду AEI. Вслед за ним в июне 2022 года компанию покинул Маркусик.