В 2022 году идея использования дешевых малых спутников-кубсатов для изучения Луны подошла к практической реализации. Летом был запущен к спутнику Земли первый такой аппарат – CAPSTONE, разработанный компанией Advanced Space для НАСА. В ноябре в космос отправились сразу 10 космических аппаратов на сверхтяжелой ракете SLS, а в декабре на Falcon 9 НАСА запустило еще один микроспутник – Lunar Flashlight.

Подводить итоги этих миссий рано, но мы уже стали свидетелями множества серьезных проблем. Так, из спутников, запущенных на SLS, установить связь удалось лишь с половиной. CAPSTONE и Lunar Flashlight функционируют, однако испытывают технические трудности.

CAPSTONE (Cislunar Autonomous Positioning System Technology Operations and Navigation Experiment, Окололунный эксперимент по отработке операций автономной системы позиционирования и навигации) был запущен 8 июня на ракете-носителе «Электрон». Он представляет собой 12U-кубсат, а его основная задача – уточнить гравитационные условия на гало-орбите Луны, на которой будет находиться пилотируемая посещаемая станция Gateway. Также он должен испытать автономную систему навигации через научный спутник Луны LRO.

На первом этапе своей миссии CAPSTONE столкнулся с двумя неполадками. 4 июля аппарат перестал выходить на связь с Землей. Спустя двое суток связь восстановилась, а причиной произошедшего НАСА и Advanced Space назвали неверную команду с Земли и недочеты в программном обеспечении спутника. 8 сентября аппарат перешел в безопасный режим во время выполнения маневра по коррекции траектории. Как стало известно позднее, у спутника отказала система трехосной стабилизации и ориентации в пространстве. Спустя месяц, 7 октября, компания Advanced Space объявила, что ей удалось восстановить контроль над ориентацией аппарата.

Несмотря на проблему с двигателями, CAPSTONE вышел на орбиту Луны в ноябре. Там он функционировал штатно вплоть до 26 января, когда перестал принимать команды с Земли. Несмотря на это, он продолжал передавать телеметрическую информацию. 6 февраля сработал защитный таймер, и бортовой компьютер перезагрузился. Через два дня НАСА сообщило, что аппарат вновь реагирует на команды. В остальном же он сейчас работает без нареканий. К настоящему времени CAPSTONE выполнил уже 12 витков вокруг Луны.

Спутник Lunar Flashlight также испытывает проблемы с двигательной установкой, и его работоспособность специалисты восстановить не могут. Lunar Flashlight был запущен 9 декабря в качестве дополнительной полезной нагрузки на ракете Falcon 9. Спустя месяц НАСА сообщило, что двигатели аппарата демонстрируют «низкую эффективность», что может помешать ему выйти на почти прямолинейную гало-орбиту.

В двигательной установке Lunar Flashlight испытывается новое слаботоксичное топливо ASCENT (AF-M315E), которое, по задумке НАСА, в перспективе может заменить высокотоксичный гидразин. Это топливо было разработано Центром космических полетов НАСА им. Маршалла. Ранее эта топливная смесь была испытана на демонстрационном спутнике на орбите Земли, но Lunar Flashlight стал первым аппаратом, использующим экспериментальное топливо в дальнем космосе.

8 февраля космическое агентство сообщило, что предпринятая попытка провести коррекцию траектории при помощи единственного двигателя, работающего с полной тягой, не увенчалась успехом. После нескольких включений двигатель «резко потерял тягу». В этой ситуации инженеры признают, что вывести спутник на орбиту Луны не удастся.

Сейчас руководство миссии рассматривает возможность собирать научные данные во время пролета Lunar Flashlight над южным полюсом Луны. Этот план удастся осуществить, если инженеры смогут вывести спутник на сильно вытянутую орбиту Земли, которая позволит аппарату сближаться с Луной раз в месяц.