Первые любопытные снимки галактики NGC 5548 были получены космическим телескопом Хаббл в 2013 году. Вскоре ученые заметили, что на фотографиях газ в центре галактики движется очень необычно.

В классическом случае вокруг сверхмассивной черной дыры, находящейся в центре каждой спиральной галактики, скапливается вращающееся в одной плоскости раскаленное вещество – так называемый аккреционный диск. Он является источником сильного ультрафиолетового излучения и рентгеновских лучей. Центр галактики NGC 5548 ведет себя иначе, излучая в рентгеновском диапазоне на порядок меньше, чем ожидалось. Чтобы разобраться с происходящими там процессами, ученые провели дополнительные наблюдения галактики при помощи телескопов Свифт, NuSTAR, Чандра, XMM-Newton и INTEGRAL.

Оказалось, что из центра NGC 5548 исходит мощный поток газа. Он экранирует галактический центр от внешнего рентгеновского излучения и, одновременно, адсорбирует до 90% рентгеновского излучения, исходящего из аккреционного диска. В результате этих процессов образуется быстрый ионизированный ветер, движущийся из галактического ядра. По всей видимости, он существует не менее трех лет. Ученые рассчитывают, что наблюдение за странностями NGC 5548 позволит получить новые наши знания о том, как сверхмассивные черные дыры взаимодействуют с окружающими их галактиками. Например, в крупных квазарах сильный ионизированный ветер мог бы регулировать рост самой черной дыры и ее галактики.

Источник: www.universetoday.com