Спутник Юпитера Европа считается одним из наиболее перспективных мест для поиска внеземной жизни в Солнечной системе. Планетологи нашли на Европе глобальный подповерхностный водяной океан, а также химические вещества, которые могут перерабатываться живыми организмами. Также на поверхности спутника присутствуют молекулы кислорода: они образуются в результате взаимодействия льда с заряженными частицами и солнечным светом.

Однако жидкая вода на Европе погребена под толстым слоем льда, мощность которого составляет в среднем около 25 км. Эта ледяная кора создает барьер между жидкой водой и кислородом, который необходим для зарождения и поддержания жизни.

В прошлом ученые описали механизм переноса кислорода в подповерхностный океан Европы вместе с рассолом. Теперь планетологи из Техасского университета в Остине провели компьютерное моделирование, чтобы проверить эту гипотезу. Статья об этом исследовании была опубликована в журнале Geophysical Research Letters.

Приблизительно четверть поверхности Европы покрыта хаотическим рельефом, который состоит из гряд, трещин, разломов и ледяных плато. По мнению планетологов, эти формы рельефа формируются в тех частях Европы, где ледяная оболочка подтаивает и образует рассол (соленую воду с очень высокой концентрацией минералов). Компьютерная модель, созданная учеными Техасского университета, должна была проследить судьбу этого рассола.

Согласно результатом моделирования, рассол с поверхности Европы просачивается в ее недра необычным образом, проникая «волнами» через мелкие трещины во льду. Эти поры мгновенно расширяются, заполняясь жидкостью, и сразу замерзают сверху за прошедшей водой.

В ходе движения через ледяную кору рассол теряет около 86% переносимого кислорода. Однако оставшихся 14% может быть вполне достаточно для насыщения подповерхностного океана. Ученые не могут сказать с высокой точностью, какая концентрация этого газа должна была накопиться в воде, однако наиболее оптимистичные оценки предполагают, что по насыщению кислородом океан Европы не уступает океанам Земли. Это означает, что в нем вполне могут существовать какие-нибудь аэробные организмы.

В 2024 году НАСА планирует запустить исследовательскую станцию Europa Clipper. Собранные ей данные позволят уточнить оценку концентрации кислорода в океане Европы. Однако ждать результатов исследований придется долго: Europa Clipper прибудет в систему Юпитера только в 2030 году.