Не так давно наша планета вступила в третье десятилетие XXI века, а Международная космическая станция – в последнее десятилетие своего существования. Это обстоятельство заставляет НАСА думать о низкоорбитальной станции, которая придет на смену МКС. В январе 2020 года космическое агентство подписало договор с компанией Axiom Space на разработку и запуск к МКС частного модуля. В перспективе к нему присоединятся новые модули, а в потом все модули Axiom отделятся и образуют автономную станцию.

Позднее НАСА решило систематизировать свои усилия по замене МКС. Так появилась программа CLD (Commercial Low Earth Orbit Destinations, Низкоорбитальные коммерческие станции), цель которой – создать на низкой орбите Земли частную станцию, которая могла бы использоваться американскими космонавтами после затопления МКС.

2 декабря НАСА объявило о распределении заказов первого этапа по программе CLD. Около $400 млн будут распределены по трем заявкам.

$160 млн достанутся компании Nanoracks, которая намерена работать совместно с Lockheed Martin и фондом Voyager Space. 21 октября эти компании представили проект станции Starlab, которая должна появиться в 2027 году. Второй контракт стоимостью $130 млн получит проект станции Orbital Reef, над которым работает Blue Origin вместе с Boeing, Redwire и Sierra Space.

Еще $125,6 млн получит заявка от Northrop Grumman и Dynetics. Этот проект ранее не был представлен общественности. Northrop Grumman при создании своей станции, которая пока не имеет названия, планирует использовать наработки по жилому модулю HALO окололунной станции Gateway. Это позволит одним запуском вывести на орбиту Земли модуль, способный вместить до четырех человек. А значит, Northrop Grumman сможет обеспечить присутствие астронавтов на орбите Земли быстро и за сравнительно небольшие деньги.

Согласно условиям программы, на первом этапе работ, который продлится до 2025 года, компании должны будут детализировать и более тщательно проработать проекты своих космических станций. На втором этапе программы CLD во второй половине десятилетия НАСА намерено выдать контракты на сертификацию станций для их использования своими астронавтами. Кроме того, будут заключены первые контракты на эксплуатацию частных станций.

Компания Axiom не подавала заявку и пока не намерена участвовать в программе CLD. Предполагается, что первый модуль Axiom Space будет запущен к МКС уже в 2024 году.

Всего несколько дней назад Управление генерального инспектора НАСА обратило внимание на большие риски в планах агентства по созданию замены МКС. Согласно опубликованному отчету, серьезную проблему представляет жесткая нехватка времени на постройку новой станции. Если работа над «железом» не начнется в первой половине десятилетия, то сложно ожидать появления станции до 2030 года. Компании, участвующие в программе CLD, выражают согласие со многими выводами генерального инспектора, однако заверяют, что успеют построить свои станции в срок.

Ничуть не меньшую угрозу несет нехватка финансирования. Пока что НАСА может себе позволить только финансирование «бумажных» работ. Даже за сравнительное небольшое финансирование – в 2022 году НАСА надеется получить около $100 млн – агентству приходится бороться с Конгрессом. В 2023 году на финансирование программы CLD потребуется уже $186,1 млн. И, конечно, на реальную постройку космической станции потребуются многие миллиарды, а то и десятки миллиардов долларов. О выделении таких средств пока даже не идет речь.