1. MDA построит руку-манипулятор для американской окололунной станции.

В 2020 году полет на орбитальную окололунную станцию Gateway был исключен из плана миссии «Артемида-3», а потому ее постройка больше не нужна для реализации амбициозной цели НАСА – высадки на Луну в 2024 году. Тем не менее, постройка станции остается в планах агентства, хотя она и стала менее приоритетной. Договоры НАСА с космическими агентствами Канады и Японии об участии в проекте остаются в силе.

26 июня Канадское космическое агентство объявило, что отдаст контракт на постройку руки-манипулятора Canadarm3 канадской компании MDA. Этот манипулятор станет вкладом агентства в проект станции Gateway, аналогично тому, как манипулятор Canadarm2 стал вкладом в программу МКС.

Рука-манипулятор Canadarm будет иметь длину 8,5 м. Помимо нее, комплекс будет включать вторую небольшую, но более функциональную «руку», и набор специализированных инструментов. Манипулятор будет снабжен искусственным интеллектом, который позволит проводить некоторые операции без постоянного контроля оператора.

Планируется построить и подготовить манипулятор к запуску в середине 2020-х годов. Однако сроки его разработки будут зависеть от готовности самой станции Gateway. Сейчас НАСА планирует запустить двигательно-энергетический модуль PPE вместе с жилым модулем HALO в 2023 году. Ранее предполагалось, что они будут запущены по отдельности, и PPE отправится к Луне в 2022 году.

Канадское космическое агентство не раскрывает стоимость контракта, но выбор MDA не является случайным. Эта же компания построила Canadarm2 для МКС. Несколько лет назад она вошла в состав американской корпорации Maxar, но в апреле 2020 года вновь была выкуплена канадскими инвесторами.

2. Запуск марсохода Perseverance перенесен на 30 июля.

30 июня НАСА сообщило, что старт миссии «Марс 2020», которая должна доставить на поверхность соседней планеты марсоход Perseverance, сдвигается с 22 июля на середину пускового окна – 30 июля. Задержка связана с некорректными данными, поступающими с датчика жидкого кислорода ракеты «Атлас-5». Неполадки были выявлены во время испытательной заправки ракеты 22 июня.

Изначально запуск марсохода был запланирован на 17 июля, но он сдвигался трижды. Ни один из переносов не произошел по вине космического аппарата. В первый раз причиной переноса стали неполадки с краном, который используется для работы с ракетой. Второй перенос состоялся из-за «опасений относительно загрязнения» в наземном оборудовании стартового комплекса.

Пусковое окно для миссии «Марс 2020» закрывается 11 августа. Пока что перенос старта на 2022 год не является сколько-нибудь существенной угрозой: в случае возникновения новых проблем, НАСА готово расширить пусковое окно до 15 августа, а возможно – и далее.

Согласно действующему графику, посадка Perseverance на Марс должна состояться 18 февраля 2021 года.