С 31 мая к Международной космической станции пристыкован частный пилотируемый корабль Crew Dragon 2. Его запуск стал триумфом частной космонавтики и заставил говорить о переходе инициативы в освоении космоса от государства к частникам.

Традиционно космонавтикой занимались государственные организации. Это было связано как с ее военно-политическим значением, так и с тем, что изучение и освоение космоса не могло приносить никакой прибыли. В США заказчиком выступало государственное аэрокосмическое агентство – НАСА, но работу для него выполняли как внутренние «Центры», так и частные подрядчики. Эта ситуация принципиально не изменилась до сих пор. В СССР и заказчик (Министерство общего машиностроения), и исполнители контролировались государством. После распада страны было сформировано космическое/авиакосмическое агентство, причем часть предприятий отрасли напрямую подчинялось ему, а другие находились под контролем Росимущества или даже были приватизированы. В ходе последней реформы Роскосмос был реорганизован в первую космическую госкорпорацию, и предприятия отрасли были переданы под ее контроль.

За прошедшие с появления космонавтики 70 лет, она научилась зарабатывать деньги. Спутники дистанционного зондирования Земли и метеорологические космические аппараты приносят ценные данные, однако основной доход дают большие геостационарные спутники связи. Телекоммуникационные компании заказывают и запускают космические аппараты стоимостью в сотни миллионов долларов, а зачем сдают в аренду их мощности. В результате эксплуатации этих спутников, переаренды и страхования, формируется оборот мировой космонавтики, исчисляемый несколькими сотнями миллиардов долларов в год.

Этот сегмент космического рынка переживает не лучшие времена. Более пяти лет подряд стоимость аренды транспондерной мощности спутников падает, причем быстрыми темпами, поскольку их заменяют наземные сети. С другой стороны, сами спутники становятся более надежными, и количество передающих транспондеров на них растет, а потому спутники реже требуют замены. Это не могло не сказаться на производителях: в прошлом году французско-итальянская компания Thales Alenia Space сократила 200 человек в своем спутникостроительном подразделении.

С начала 2020 года компания SpaceX выполнила 10 космических запусков. Их них в восьми случаях основной полезной нагрузкой выступали спутники системы низкоорбитальной связи Starlink, которую разрабатывает сама SpaceX, и в еще двух случаях заказчиком стало НАСА. Спутники для частных заказчиков запускались только в качестве попутной нагрузки. Arianespace выполнила два коммерческих запуска телекоммуникационных спутников. Ракеты российского Главкосмоса дважды использовались для запуска спутников компании OneWeb, однако весной она обанкротилась. Для сравнения, за первую половину 2017 года было запущено 11 коммерческих геостационарных спутников.

Новым явлением 2010-х годов помимо кризиса спутниковой связи стал бум малых космических аппаратов. Количество микроспутников, работающих на орбите Земли, уверенно растет. В большинстве своем, они принадлежат частным компаниям. Появился и первый оператор, нацеленный на запуски малых спутников – Rocket Lab. Однако, при всех успехах, следует помнить: это направление космонавтики развивается потому, что оно дешевое. Суммарный оборот малого спутникостроения и пусковых услуг исчисляется десятками или сотнями миллионов долларов, а не миллиардами и не сотнями миллиардов.

Государства остаются основным заказчиком метеорологических спутников и дистанционного зондирования Земли, хотя последние привлекают все больше частных клиентов. Но заказчиком Planet (оператор сети малых спутников зондирования Земли) выступают американские военные. Они же поддерживают перспективную сеть низкоорбитальной связи Starlink компании SpaceX – пока что уникальный проект, о перспективах которого говорить преждевременно.

Что касается пилотируемой космонавтики, то в ней государственные органы были и остаются единственными заказчиками. Рыночные отношения требуют наличия значимого количества заказчиков и значимого количества исполнителей, чтобы они могли конкурировать друг с другом за лучшие условия. Мирового рынка пилотируемых полетов не существует. Каждое государство отдает заказы национальным компаниям вне зависимости от качества и стоимости их услуг. Поэтому некорректно говорить о конкуренции «Союза» и Dragon, как это делают многие СМИ – во всяком случае, пока тот и другой не начали регулярно возить в космос туристов.

Особняком стоят США, где НАСА симулирует рыночные отношения, пытаясь создать конкуренцию среди поставщиков на внутреннем рынке. Однако это не меняет того, что заказчик остается один, да и о полнофункциональной конкуренции исполнителей говорить вряд ли можно. Государство вынуждено содержать нескольких подрядчиков, а потому заказ достается не только лучшему (в данном случае – SpaceX), но и тому, кто в рыночных условиях проиграл бы конкурентную борьбу (Boeing).

За пределами США подобный подход не используется. Это объясняется очень просто: другие космические агентства не могут себе позволить оплачивать дублирующих подрядчиков.

Ни одно государство в мире не способно вложить в космонавтику достаточно денег, чтобы обеспечить прорывное развитие. Свободный инвестиционный капитал есть у частных компаний, но пилотируемую космонавтику пока финансирует только государство. Именно поэтому прогресса в пилотируемых полетах мы не видим уже много лет.

Ожидается, что в ближайшие годы в космос начнут летать туристы. Те не менее, прибыль от таких полетов будет исчисляться десятками миллионов долларов, и пока неизвестно, насколько регулярными они станут. Зарабатывать на туристах можно при наличии в космосе станции, постройка и эксплуатация которой профинансированы государством, но эти десятки миллионов в год никак не окупят постройку частной станции.

НАСА – единственное космическое агентство, которое имеет продуманную стратегию коммерциализации пилотируемой космонавтики. Эта стратегия основана на косвенном субсидировании полетов за счет предоставления места на МКС и за счет расширения самостоятельности подрядчиков. Но НАСА не знает, когда частные компании смогут сами выступать заказчиками пилотируемых полетов и при этом обходиться без государственной поддержки.

Ситуация может измениться в двух случаях: если в результате технического прогресса орбитальное производство промышленных товаров станет выгодным, вопреки расходам на такое производство, либо же, если расходы на орбитальную транспортировку резко упадут. И тогда космонавтика двинется вперед темпами, каких мы не видели даже во времена космической гонки.

Компания SpaceX двигается во втором направлении. Она рассчитывает кардинально снизить стоимость космических запусков при помощи многоразовой ракетно-космической системы Super Heavy/Starship. Успех проекта пока остается под вопросом. За прошедший год SpaceX даже не повторила на более современных прототипах достижение 25 июля 2019 года – подскок аппарата Starhopper на высоту 150 м.

Первый полет частного пилотируемого космического корабля – значимое событие в истории космонавтики. Однако говорить о кардинальных изменениях в практике пилотируемых космических полетов нельзя – они остаются где-то в туманном будущем.

Пока же, роль государства в космонавтике скорее увеличивается, чем уменьшается.