На майской встрече Консультативного совета НАСА выступил глава программы МКС в агентстве Кирк Шаерман. Он рассказал о том, как НАСА планирует использовать и развивать МКС в этом году и обозримой перспективе.

Сейчас основной задачей для специалистов, занятых в программе, включая астронавтов, является модернизация аккумуляторных батарей на Международной космической станции. Замену никелево-водородных батарей на современные литиево-ионные начали астронавты Пегги Уитсон и Шейн Кимбро в январе 2017 года в ходе планового выхода в открытый космос. Процесс продолжается до сих пор. Больше всего выходов в открытый космос выполнила 61 долговременная экспедиция – целых пять.

Для завершения замены батарей потребуется еще четыре выхода в открытый космос. Их выполнят астронавт Крис Кэссиди, который сейчас находится на станции, и командир корабля Dragon 2 Боб Роберт Бенкен, который должен прибыть на МКС 28 мая. Сами батареи будут доставлены на орбиту японским грузовым кораблем HTV, запуск которого состоится 20 мая в 20:30 мск.

Помимо замены аккумуляторов, в ходе еще одного выхода в космос Кэссиди и Бенкен должны подготовить европейский модуль «Коламбус» к установке на него малой лабораторной платформы «Бартоломео», предназначенной для проведения научных экспериментов в условиях вакуума. Она была доставлена на станцию в марте 2020 года в негерметичном отсеке корабля Dragon. На модуль «Коламбус» необходимо установить антенну Ka-диапазона, которая обеспечит высокоскоростную связь с Землей через европейские спутники-ретрансляторы EDRS (аналоги американских TDRS).

Хотя сейчас НАСА активно занимается лунной программой «Артемида», в долгосрочной перспективе агентство все еще заинтересовано в пилотируемом полете на Марс. Поэтому в рамках программы изучения биологии человека НАСА намерено провести несколько полетов на МКС, симулирующих длительность перелета на Марс.

Первый годовой полет на МКС, который в действительности длился 340 дней, в 2015-2016 годах выполнили космонавт Роскосмоса Михаил Корниенко и астронавт НАСА Скотт Келли. 328-суточный полет Кристины Кох стал вынужденной мерой, и необходимые исследования не были включены в его программу. Таким образом, пока что НАСА выполнило только один необходимый тренировочный полет, а всего планирует провести 10-12 таких годовых полетов до окончания работы МКС. Сейчас Роскосмос отказывается сотрудничать в организации экспедиций продолжительностью более шести месяцев, а потому НАСА будет проводить их самостоятельно начиная с 2021 года.

В отработочных годовых экспедициях на МКС будут симулироваться задержка связи, которая возникла бы при полете на Марс, и оказание экстренной медицинской помощи на орбите.

Наконец, в 2020-х годах американский сегмент МКС должен быть расширен за счет пристройки к нему частных модулей Axiom Space. Первый узловой модуль эта компания планирует запустить не ранее 2024 года. За ним последует первый жилой модуль. Axiom намерена зарабатывать на проведении научных и технологических экспериментов для сторонних заказчиков, на производстве в условиях микрогравитации и на космическом туризме.

Ссылка: nasaspaceflight.com