Японская межпланетная станция «Хаябуса-2» была запущена 3 декабря 2014 года на ракете-носителе H-IIA. Цель миссии – изучение астероида 1999 JU3 (Рюгу) и возврат с него образца грунта на Землю. Астероид Рюгу относится к углеродному типу, он находится между орбитами Земли и Марса и имеет диаметр около 880 м. Рюгу совершает полный оборот вокруг совей оси за 7 часов 38 минут. Рюгу оказался достаточно темным астероидом. Его альбедо составляет всего 0,05.

Первая миссия «Хаябуса» была запущена к астероиду Итокава, и ей пришлось столкнуться со множеством технических сложностей. «Хаябуса-2» построена на той же платформе, что и первая станция, однако разработчики постарались учесть свои ошибки. «Хаябуса-2» имеет четыре маховика вместо трех и модернизированные ионные двигатели, а также запасную систему для отбора образца грунта. Масса аппарата составляет 600 кг.

На космическом аппарате есть оптическая камера, которая применяется для съемки и навигации, а также инфракрасная камера для измерения температуры поверхности космического тела. Для измерения расстояния от аппарата до астероида используется лидар.

Помимо основного и запасного инструмента для отбора образца пород, на «Хаябусе-2» было несколько сбрасываемых зондов.

Два зонда MINERVA II были разработаны в Японии, причем MINERVA II-1 состояла из двух отдельных аппаратов – «ровер A» и «ровер B». MINERVA II являются технологическими наследниками зонда MINERVA, созданного для изучения астероида Итокава. Эти зонды были оборудованы камерами и датчиками температуры. MINERVA II-1 была сброшена на поверхность астероида 21 сентября 2018 года.

3 октября 2018 года на Рюгу был сброшен еще один зонд – MASCOT, разработанный DLR (Немецким космическим агентством) при участии французских научных организаций. На MASCOT установлены четыре инструмента для изучения минералогического состава грунта: многоспектральный микроскоп, магнитометр, камера и радиометр.

Согласно пресс-релизу, после сброса зонд оказался «в неблагоприятной ситуации» из-за того, что он попал на слишком темный участок поверхности и не смог корректно сориентироваться. Он изменил свое положение по команде с Земли и провел съемку поверхности и полный комплекс исследований, а затем переместился на несколько метров при помощи встроенного прыжкового механизма. Исследование с двух позиций позволило ученым построить трехмерную карту участка поверхности Рюгу. Всего MASCOT проработал на астероиде 17 часов. Аккумуляторная батарея зонда была рассчитана на 16 часов.

21 февраля «Хаябуса-2» выполнила первую посадку на астероид. Ей предшествовали три тренировочные снижения, в ходе которых аппарат немного не долетал до Рюгу. Чтобы отобрать образец грунта, грунтозаборное устройство – цилиндр длиной около 1 м – должно было коснуться поверхности астероида. Космический аппарат выпустил в Рюгу танталовый снаряд со скоростью 300 м/с, после чего принимающая головка грунтозаборного устройства захватила поднявшиеся мелкие камни и пыль, направляя их в камеру для хранения образцов.

Подготовка ко второму отбору грунта началась в апреле 2019 года, когда «Хаябуса-2» выпустила в Рюгу небольшой снаряд. В результате на поверхности астероида образовался небольшой кратер, обнаживший коренные породы, в которых могут содержаться и органические молекулы. Эти породы были защищены от воздействия космической радиации и перепадов температур, а потому, как надеются ученые, сохранились в почти неизменном виде со времен образования самого астероида и Солнечной системы – возраст Рюгу ученые оценивают в 4,6 млрд лет. Если миссия завершится успешно, «Хаябуса-2» станет первым аппаратом, доставившим на Землю образец пород из-под поверхности астероида.

30 мая рядом с искусственным кратером была сброшена мишень для упрощения посадки. Из-за слабой гравитации астероида, выброшенное из искусственного кратера вещество распространилось по большой площади. 11-13 июня космический аппарат выполнил пробное сближение, в ходе которого была отснята поверхность астероида вблизи места будущей посадки. Точка для посадки была выбрана в 20 м от кратера. 11 июля аппарат опустился к поверхности Рюгу и повторил операцию по забору образца.

Второй зонд MINERVA II-2 состоял из одного более крупного аппарата. К сожалению, не он функционировал, поэтому руководство миссии решило использовать его для изучения гравитационного поля астероида. MINERVA II-2 был сброшен 2 октября на высоте 1 км. Падение зонда на поверхность Рюгу заняло 5 суток.

13 ноября «Хаябуса-2» завершила основную часть своей миссии, начав отлет от астероида. Сейчас скорость удаления космического аппарата от Рюгу составляет всего 10 см в секунду. Инженеры не уверены в работоспособности ионных двигателей после долгого простоя. С 19 ноября до 2 декабря будет продолжаться тестирование маршевой двигательной установки. Если оно пройдет успешно, 3 декабря двигатели будут активированы. Путь «Хаябусы-2» к Земле займет около года. В ноябре или декабре 2020 года станция достигнет нашей планеты и сбросит капсулу с отобранными образцами грунта. Поисковая команда эвакуирует капсулу из Австралии. Изучением образцов займутся лаборатории в Японии и США.