Галактика Андромеды, фото космического телескопа Свифт

Гамма-телескоп Свифт во вторник 27 мая снял появление очень яркого источника гамма-излучения (предв. GRB m31) в соседней галактике. Ученым удалось наблюдать рекордно близкое к Земле - 2,5 млн световых лет - событие такого рода. При этом особенно приятно, что вспышка находится все-таки достаточно далеко, чтобы поджарить жизнь на нашей планете. Кроме того, нельзя полностью исключить возможность, что гамма-вспышка произошла где-то в фоновом пространстве за этой галактикой.

Гамма-всплески - это чрезвычайно мощные объекты. В течение нескольких минут они могут излучить больше энергии, чем звезда за всю свою предыдущую жизнь. Наиболее распространенная гипотеза связывает вспышки с магнитным полем. Предполагается, что направленное мощное магнитное поле ускоряет частицы вокруг массивного объекта, заставляя их излучать свет (так называемое синхронное излучение). При быстром сжатии массивного объекта и его магнитного поля скорость частиц возрастает еще сильнее, а при столкновении частиц на околосветовых скоростях выделяется энергия. Она и исходит в виде двух мощных струй плазмы - джетов.

Природа вчерашнего источника неизвестна. Ученые склоняются к версии о том, что он вызван сверхярким рентгеновским объектом (например, взаимодействующими черной дырой и звездой на ее орбите). Другое предположение (см. видео) гласит, что источником вспышки является двойная рентгеновская звездная система небольшой массы. Если излучение угаснет достаточно быстро, это будет говорить в пользу второго объяснения.

UPD. Команда, работающая с телескопом Свифт, опубликовала официальное заявление. В нем говорится, что "вспышка" появилась в результате ошибки при обработке данных. На самом деле яркость источника не превышала фоновую. Увы.

Источник: space.io9.com