Космический аппарат Фотон-М разработан в ЦСКБ-Прогресс для проведения биологических, биотехнологических и технологических исследований в условиях невесомости. Конструктивно он очень похож на Бион-М, который год назад стал космической могилой для милых мышек и песчанок. Программа нового аппарата отличается по большей части только спектром проводимых экспериментов. 18 июля спутник Фотон-М (масса 6,8 тонн) будет выведен на орбиту Земли высотой 575 км и проработает на ней два месяца, после чего спускаемый аппарат спутника вернется а Землю. Следует отметить, что научная программа предполагает отсутствие импульсов для коррекции орбиты и установки пространственной ориентации космического аппарата. Это позволит устранить эффекты микрогравитации и добиться почти абсолютной невесомости.

Научная программа Фотона-М включает несколько любопытных экспериментов. На первом месте, разумеется, "ГЕККОН-Ф4" - опыт с ящерицами (рис. 2). Благодаря микрокрючкам на лапах гекконы способны удерживаться на любой поверхности, из-за чего они не испытывают стресса в невесомости. Кроме того, метаболизм этих ящериц почти в 10 раз ниже, чем у млекопитающих. Это позволяет использовать гекконов в очень длительных экспериментах с минимальным запасом пищи и кислорода. На этот раз ученые попытаются создать условия для размножения космических геккончиков, причем весь процесс от первого знакомства до откладывания яиц в невесомости будет записываться на видео. В самом оптимистичном случае уже на Земле из отложенных в космосе яиц должны вылупиться маленькие ящерки.

Во время эксперимента "БИОРАДИАЦИЯ-Ф" будут изучены эффекты воздействия космического ионизирующего излучения на сухие семена и яйца шелкопряда в условиях открытого пространства и внутри спутника. Возможности выживания микроорганизмов на материалах, имитирующих основы метеоритов и астероидов, будут изучены при помощи эксперимента "МЕТЕОРИТ". Также будут проводиться опыты по выращиванию монокристаллов полупроводников (Ge, GaSb) с высокой однородностью свойств для последующего промышленного применения и по выращиванию белковых кристаллов методом жидкостной диффузии и диффузии из газовой среды. Кристаллы белков используются в молекулярной медицине.

Нам остается только надеяться, что инженеры ЦСКБ учли свои ошибки, и Фотон-М не постигнет судьба прошлогоднего "Биона". Тогда, напомню, в ходе космического полета отказали системы системы жизнеобеспечения экспериментов, из-за чего погибли все песчанки, часть мышей и других подопытных.