В среду 27 сентября Роскосмос и Американское космическое агентство подписали совместное заявление на 68 Международном конгрессе по астронавтике в Аделаиде (Австралия). Они согласились, что задачи пилотируемого исследования дальнего космоса потребуют объединения сил космических агентств и частных компаний со всего мира.

Помимо общих слов в заявлении со стороны Роскосмос говорится о намерении космических агентств унифицировать стандарты и интерфейсы разрабатываемой сейчас космической техники. В первую очередь это относится к стыковочным узлам новых пилотируемых кораблей и модулей космических станций. Фактически речь идет о завершении длительного процесса, целью которого была унификация стыковочных механизмов. В 2010 году космическими агентствами, участвующими в постройке МКС, был выработан Международный стандарт стыковочных систем (IDSS). Разработанные с учетом этого стандарта узлы будут использоваться на всех новых американских кораблях, стыковочном порте IDA на МКС и на российском корабле ПТК НП «Федерация». Механизм IDSS является андрогинным, т.е. он не имеет отличий между версиями для пассивного (стыкуемого) и активного (стыкующегося) аппаратов.

Весной 2017 года НАСА представило концепцию посещаемой пилотируемой платформы Deep Space Gateway (DSG) на орбите Луны и призвало иностранных и частных партнеров к сотрудничеству в этом направлении. Заинтересованность в этом уже продемонстрировало японское космическое агентство. Его устроила бы такая же схема, взаимодействия, как и на МКС, при которой в американский сегмент станции входит японский модуль «Кибо». Свой научный модуль JAXA хотело бы видеть и на окололунной станции.

На 68 Конгрессе по астронавтике свои предложения к НАСА представил и Роскосмос. Они основаны на проработках концепции окололунной станции, которые осуществляли ранее РКК «Энергия» и американская компания Boeing. РКК «Энергия» готова разработать шлюзовой модуль, а при необходимости добавить к нему еще и жилой. Также Россия, в теории, могла бы предоставить транспорт для доставки грузов и людей на орбиту Луны на основе сверхтяжелой ракеты и корабля «Федерация». Ни того, ни другого у Роскосмоса пока нет. Предполагается, что испытания корабля начнутся в первой половине 2020-х, а вот разработка ракеты-носителя еще даже не начиналась.

Кроме того, Международная космическая станция является в первую очередь политическим проектом. МКС разделена на два сегмента, которые технически зависят друг от друга, но управляются независимо из ЦУП-Хьюстон и ЦУП-Москва. Модули всех остальных стран-участников программы кроме России являются частью американского сегмента станции. Взаимодействие двух стран в рамках проекта МКС, хотя и оказалось успешным, никогда не было беспроблемным. Не удивительно, что бывший директор НАСА Чарли Болден предлагает – и вполне заслуженно – выдвинуть программу МКС на Нобелевскую премию мира.

У НАСА, однако, нет веских причин переносить аналогичную схему работы вместе с присущими ей сложностями на орбиту Луны. Американское космическое агентство хотело бы развивать Deep Space Gateway как исключительно собственный проект, к которому могут на одинаковых условиях присоединяться международные партнеры и, возможно, даже частные компании. Таким образом, даже если предложение России будет принято, она перестанет быть равноправным партнером НАСА, как это было на низкой орбите Земли. Впрочем, более приятных вариантов у Роскосмоса просто нет.

Пока же, как дважды на этой неделе отметил и.о. администратора НАСА Роберт Лайтфут, DSG является всего лишь изучаемой в НАСА концепцией. Пока она не была утверждена Администрацией президента и Конгрессом, слишком рано говорить о конкретной архитектуре и формате международного участия.