1. НАСА отказалось от идеи сделать первый полет корабля «Орион» пилотируемым. Об этом решении агентство объявило в пятницу, подведя итог длившемуся несколько месяцев исследованию.

Согласно прошлым планам НАСА, первый полет корабля «Орион» и сверхтяжелой ракеты SLS был запланирован на ноябрь 2018 года. В этой миссии корабль в беспилотном режиме должен облететь Луну. Вторая миссия «Ориона», на этот раз с астронавтами, должна состояться только в 2023 году.

С начала 2017 года НАСА рассматривало возможность отправить людей в космос уже при первом полете нового корабля.

Официально и.о. директора НАСА Роберт Лайтфут в письме, опубликованном на прошлой неделе, признал такое изменение планов выполнимым. Для этого агентству понадобилось бы увеличить финансирование первой миссии с $600 до $900 млн. Первый полет состоялся бы в 2019 году, а второй, как и планировалось раньше, в 2023. В первую очередь именно по финансовым соображениям от этой идеи официально и отказались. Сейчас президентская администрация в США пытается снизить государственные расходы. Бюджет НАСА и так избежал сокращения, но его увеличение было сочтено неприемлемым.

При принятии решения были учтены и друге факторы, в первую очередь – недовольство Офиса астронавтов и Консультационного совета НАСА, которые выступают против запуска астронавтов на технике, которые не прошла хотя бы одного испытания в беспилотном полете. Кроме того, разработка ракеты SLS и корабля «Орион» столкнулась со сложностями. Работа над наземными пусковыми системами выбилась из графика, а служебный отсек для корабля будет поставлен из Европы с задержкой не менее трех кварталов.

В последние месяцы НАСА столкнулось с дополнительными проблемами. Купол испытательного образца бака жидкого кислорода, предназначенного для первой ступени SLS, получил повреждения при падении. Его придется построить заново. Кроме того, НАСА выявило дефект в сварных швах двух баков жидкого водорода: испытательного образца и летного изделия. Использование летного образца в реальной миссии признано небезопасным, и потому его тоже придется переделать. А сборочное предприятие для ракет SLS вблизи Нового Орлеана получило повреждения от торнадо в феврале этого года.

В результате, первая миссия SLS/Orion не состоится в 2018 году даже в беспилотном режиме. Официально было объявлено о переносе полета на 2019 год. Точная дата станет известна в ближайшие месяцы. Пилотируемая миссия, как и раньше, планируется в 2023 году. К этому времени разработка корабля «Орион» будет длиться уже 17 лет.

2. SpaceX рассматривает возможность запуска на Марс сразу двух экспериментальных миссий Red Dragon в 2020 году. Об этом заявил на прошлой неделе директор научных миссий НАСА Джим Грин.

Первый «марсианский» Дракон может быть запущен к соседней планете в начале, а второй – в конце пускового окна. Помимо этого, в 2020 году НАСА планирует запустить очередной тяжелый марсоход «Марс 2020», а ЕКА и Роскосмос – европейский марсоход «Пастор» с буровой установкой.

Arstechnica со ссылкой на источники в отрасли пишет, что SpaceX еще не приняла окончательное решение об отправке второй миссии Red Dragon, однако всерьез рассматривает эту возможность. Официально компания миссию не анонсировала.

3. Компания Blue Origin сообщила, что оборудование на стенде для испытания кислородно-метановых двигателей BE-4 получило некие повреждения. Известно, что речь идет о потере турбонасоса, отвечающего за доставку окислителя и горючего в камеру сгорания двигателя. Информации о тяжести и характере повреждений нет. Сама Blue Origin отмечает, что наличие запасного оборудования (под этим могут пониматься как запчасти, так и дублирующие стенды и двигатели) позволит быстро возобновить испытания.

4. Компания Rocket Lab запланировала первый пуск сверхлегкой ракеты «Электрон» на 21 мая.

Небольшая американо-новозеландская компания Rocket Lab готова приступить к летным испытаниям своей первой сверхлегкой ракеты «Электрон». Стартовое окно длительностью 10 суток откроется 21 мая.

Стартовая площадка Rocket Lab расположена на полуострове Махиа в Новой Зеландии. Несмотря на это, поскольку головной офис компании расположен в США, она должна получить лицензию на пуск в Федеральном управлении гражданской авиации США. Ведомство пока не опубликовало соответствующий документ.

«Электрон» способен выводить до 150 кг на 500-километровую солнечно-синхронную орбиту. Первый полет ракеты-носителя будет тестовым, но, в случае успеха, коммерческие запуски должны начаться уже в этом году.

В марте Rocket Lab сообщила о привлечении новых инвестиций на $75 млн. Суммарные инвестиции в компанию к настоящему моменту достигли $148 млн.