Американская исследовательская космическая станция «Кассини» достигла Сатурна в 2004 году и с тех пор находится на его орбите, изучая саму планету, ее кольца и, конечно, спутники. Один из инструментов зонда – CDA, Cosmic Dust Analyzer – предназначен для изучения попавших на него частиц космической пыли. За более чем 10 лет нахождения в системе Сатурна он собрал множество частиц. Большая часть из них – зерна льда, выброшенные гейзерами Энцелада в космос. 36 частиц, однако, не принадлежат ни Энцеладу, ни другим спутникам Сатурна, ни другим телам Солнечной системы. Ученые считают, что они прилетели из межзвездного пространства.

Обнаружение межзвездной пыли в Солнечной системе не является чем-то неожиданным. Ранее существование таких частиц подтвердил, например, зонд «Улисс» (Ulysses), а «Звездная пыль» (Startust) даже доставил на Землю пылинки, семь из которых могли прилететь из межзвездного пространства.

По словам Николаса Альтобелли, ученого, работающего с данными «Кассини» в Европейском космическом агентстве, научная группа всегда надеялась обнаружить межзвездные частицы с помощью детектор CDA. Согласно результатам исследования, опубликованного в журнале Science, в среднем год на детектор попадает несколько таких частиц. От остальных они отличаются по составу, направлению движения и скорости. Как уже упоминалось выше, «местные» частицы по большей части состоят изо льда. В составе межзвездных частиц обнаружены породообразующие элементы магний, кремний, железо и кальций в пропорциях, соответствующих средней распространенности этих элементов во Вселенной. Сера и углерод также присутствуют в частицах межзвездной пыли, но в пониженной концентрации. Частицы движутся через систему Сатурна со скоростью около 72 тысяч км в час. Этого достаточно для того, чтобы пролететь мимо Солнца и не быть захваченными его гравитацией.

Чаще всего космическая пыль образуется при гибели звезд. Поскольку существует много разных типов звезд, по составу частицы межзвездного газа и пыли тоже могут отличаться. В прошлом зерна межзвездной пыли находили на некоторых метеоритах, сохранившихся со времен образования Солнечной системы. Как ни странно , несмотря на разнообразие состава, они все не похожи на частицы, которые улавливает детектор «Кассини». Ученые предполагают, что изученные зондом частицы подверглись воздействию какого-то многократно повторяющегося процесса. Например, пыль в области активного звездообразования могла разрушаться и заново собираться в зерна из-за пульсирующих ударных волн умирающей звезды.

Ссылка: jpl.nasa.gov