23 февраля на Байконуре прошла заправка космического аппарата TGO (Trace Gas Orbiter). Его запуск вместе с посадочным зондом EDM Скиаперелли, который уже установлен на TGO, должен состояться 14 марта в 12:30 мск – спустя ровно три года после подписания договора, превратившего европейскую программу изучения Марса Exomars в совместный российско-европейский проект. На отлетную траекторию космический аппарат отправит ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М». Кроме того, на TGO будут установлены приборы, разработанные ИКИ РАН: нейтронный детектор FREND и комплекс инструментов для исследования химического состава атмосферы ACS.

Дорога исследовательской станции до Марса займет семь месяцев. После перелета TGO останется на орбите Марса. Он займется изучением его атмосферы, а также будет работать в качестве ретранслятора, обеспечивая связь с Землей посадочных станций как в 2016 году, так и на втором этапе миссии, который пока запланирован на 2018 год. Демонстрационный десантный модуль, который будет запущен вместе с TGO, предназначен в первую очередь для отработки технологии мягкой посадки на Марс, а не для научной работы. При подлете к планете он отделится от TGO и совершит посадку на Плато Меридиана – равнину неподалеку от экватора планеты. Срок его работы на поверхности составит от 2 до 8 суток.

1. Более подробная статья об исследовательской миссии «Экзомарс-2016».

2. В течение недели Европейское космическое агентство опубликовало несколько анимационных роликов об этой исследовательской миссии.

Старт с Земли и полет к Марсу