В журнале Nature опубликованы две статьи, посвященные результатам работы исследовательского аппарата «Рассвет» (Dawn) на орбите карликовой планеты Церера в поясе астероидов. Они посвящены изучению светлых пятен, обнаруженных на поверхности Цереры, и ее химическому составу.

Всего на Церере обнаружено приблизительно 130 областей со светлой поверхностью, и большая их часть связана с ударными кратерами. Минерал, имеющий высокую отражающую способность, относится к сульфатам магния и называется гексагидритом. Схожий тип сульфатов магния на Земле называется английской солью. Ученые считают, что удары метеоритов о поверхности карликовой планеты создавали обнажения богатого солью водяного льда в ее мантии. Лед быстро испарялся, а соль осталась в виде крупных пятен.

Отдельный интерес представляет кратер Оккатор. Основная поверхность Цереры относительно темная. На ее фоне выделяется множество светлых пятен, но в 90-километровом кратере Оккатор есть два пятна, которые в десятки раз ярче всех остальных. Судя по четким стенкам, оползням и большому количеству террас, Оккатор является одним из самых молодых кратеров на этой карликовой планете – его возраст составляет около 78 млн лет. На некоторых снимках над поверхностью кратера видна туманная дымка. Предположительно, она образуется из-за испарения выступающего на его поверхности водяного льда. Следы молекул воды, тянущиеся за Церерой, были обнаружены еще в 2014 году при помощи обсерватории Гершель. Их источником может быть именно обнажение льда в кратере Оккатор.

Другая научная группа занималась изучением химического состава минералов на поверхности Цереры. В исследовании использовались данные видимого и инфракрасного спектрометров. В результате были обнаружены свидетельства наличия аммиака. Аммиачный лед не мог бы существовать на поверхности Цереры, поскольку он достаточно быстро испарился бы под воздействием вакуума и солнечного тепла. Таким образом, обнаруженный аммиак должен находиться в молекулярно связанном виде в глинистых минералах.

Присутствие содержащих аммиак пород не характерно для объектов, находящихся в поясе астероидов. Для объяснения состава Цереры можно выдвинуть две гипотезы. Согласно первой, Церера образовалась во внешней Солнечной системе за пределами пояса астероидов. Второе предположение гласит, что она образовалась недалеко от своего нынешнего положения, но каким-то образом собрала вещество, исходящее с орбит около Нептуна или даже дальше.

Первоначальные предположения о том, что состав Цереры будет похож на состав углистых хондритов (тип метеоритов), подтвердились не полностью. На Церере обнаружились линии поглощения света, соответствующие содержащим аммиак смесям. Они связаны с длинами волн, изучить которые с Земли не представлялось возможным. Кроме того, содержание водяных молекул на Церере почти в два раза больше, чем в хондритах.

На первом фото кратер Оккатор показан в псевдоцветах, на втором – «дымка» над Оккатором.